Впечатления от Total War: Attila

Впечатления от Total War: Attila

Total War: Attila посвящена разрушительному нашествию гуннов во главе с титульным вождем Аттилой на Западную и Восточную римские империи. И изначально вообще предполагалось, что за них играть будет нельзя: гуннов хотели приравнять к этакой сметающей все на своем пути стихии, которая подобно лавине прокатывается по Европе середины IV века и провоцирует великое переселение народов. Игроки же, выступающие за разные варварские племена, Восточную или Западную Римские Империи, должны были как можно дольше продержаться или как можно быстрее переместиться подальше от гуннов и максимально хорошо там устроиться. Ну и, по возможности, что-нибудь завоевать по пути.

Мало кто сомневался, что Creative Assembly сделает дополнение для Total War: Rome 2, но вряд ли кто-то мог предположить, что оно окажется таким необычным и основательным.

Игра посвящена разрушительному нашествию гуннов во главе с титульным вождем Аттилой на Западную и Восточную римские империи. И изначально вообще предполагалось, что за них играть будет нельзя: гуннов хотели приравнять к этакой сметающей все на своем пути стихии, которая подобно лавине прокатывается по Европе середины IV века и провоцирует великое переселение народов. Игроки же, выступающие за разные варварские племена, Восточную или Западную Римские Империи, должны были как можно дольше продержаться или как можно быстрее переместиться подальше от гуннов и максимально хорошо там устроиться. Ну и, по возможности, что-нибудь завоевать по пути.

В итоге играть за свирепых кочевников все-таки разрешили. И в целом все не так революционно: можно не только укрепляться и бежать, но и завоевывать другие фракции, расширять свои владения, возрождать былую славу. Можно, например, попробовать снова объединить Западный и Восточный Рим. Или, играя за персидскую Империю Сасанидов, покорить всех остальных. Но все равно при игре за многие фракции осталось вот это вот ощущение тотальной непрухи: откуда-то приближается что-то очень большое и опасное, денег нет, а тут еще и климат постепенно становится все более холодным, заставляя опять же мигрировать и перемещаться по карте.

Взять, например, вандалов. Они почти ассимилировались с Великим Римом, но были брошены римскими союзниками, и потому оказались в очень тяжелом положении: без собственного дома, без городов, с одним лишь желанием бежать на восток от гуннов и найти собственное царство. По пути можно лишь на время останавливаться и разбивать лагеря.

Впрочем, их бывшим союзникам еще труднее. Кампания за Западную Римскую Империю — самая сложная в игре. Войск мало, затрат много, бюджет трещит по швам, со всех сторон к границам бегут варвары, потревоженные гуннами. В такой ситуации вам прямо намекают — сдавайте провинции, бегите, не пытайтесь объять не объятое, концентрируйте силы. А тут еще новые напасти. Во-первых, теперь можно не просто грабить города, но и стирать их полностью с лица земли. И варвары с гуннами этим охотно пользуются. Поэтому глобальная карта пестрит заброшенными пепелищами. Там можно что-то отстроить заново, но это достаточно дорого. Во-вторых, римлянам, что на Западе, что на Востоке, приходится постоянно следить за уровнем загрязнения. Иначе антисанитария и эпидемии, периодически вспыхивающие в разных городах и провинциях, приведут к массовым бунтам. Можно возводить бани и системы водоснабжения, облегчающие ситуацию, но зачастую это долго и дорого. Поэтому приходится просто сносить те постройки, например, торговые причалы, которые особенно повышают уровень загрязнения.

 Казалось бы, проще всего — гуннам. Как и вандалы, они начинают игру, не имея собственных земель — и точно так же, чтобы построить какую-нибудь юрту или просто дать возможность воинам отдохнуть, пополнить ряды, им приходится останавливаться всей ордой и разбивать лагеря. Зато находящиеся в их подчинении армии кочевников настолько суровы, что некоторые просто бегут при их виде. Конница гуннов, на которую, понятно, сделана особая ставка — это действительно что-то с чем-то. Отряды конных стрелков, постоянно перемещаясь по полю боя, выпуская то огненные, то свистящие стрелы, способны обратить в бегство и уничтожить армии, вдвое превосходящие их по численности. Поэтому велик соблазн сразу бросаться на все, что движется и сметать все окрестные города и столицы. Тут и вас самого захватывает кровавый дух завоеваний. Вам, как и Аттиле, не хочется ни с кем договариваться, вступать в какие-то трусливые союзы. А хочется пронестись, найти и уничтожить.

И вскоре ваши гунны могут оказаться в очень плачевном положении. Гордые, прокачанные, но измотанные и поредевшие армии оказываются фактически в окружении войск сразу нескольких потревоженных ими фракций. А денег почти нет: изначально кочевники начинают игру с приличной суммой на счету, но и с большим дефицитом бюджета. То есть доходов у них, кроме разбоя и грабежей, поначалу фактически нет. К тому же все фракции теперь способны лучше защищать свои поселения. Даже в городах-сателлитах появились стены, оборонительные башни и возможность ставить баррикады, поэтому при штурмах зачастую просто не обойтись без всяких таранов, лестниц и прочих осадных сооружений — а на их производство нужно время.

Поэтому чтобы выжить и выиграть всем фракциям, в том числе и свирепым кочевникам, приходится думать не только о войне, но и об экономике и управлении. Всем тяжело, за все приходится платить, но и возможностей, как справиться с ситуацией, в дополнении больше. Можно эффективнее использовать провинции — назначать туда губернаторов и наместников, устраивать разные виды хозяйств, ориентируясь на такой новый фактор, как плодородность почвы. Можно присваивать звания и протежировать каких-то конкретных приближенных и родственников — ведь в игру вернулось Семейное древо. Вернулось и такое понятие, как религия. А у персонажей, полководцев, агентов и прочих важных шишек появилось полноценное дерево умений.

В тактических сражениях тоже произошли определенные перемены. Понятно, что всем приходится искать адекватный ответ коннице гуннов. Римляне, например, теперь больше полагаются на глухую оборону и копейщиков. Все практически сразу могут пользоваться услугами наемников и покупать, например, катапульты. Добавьте сюда конных стрелков и вообще особую роль лучников, и вы поймете, почему визуально драки выглядят эффектнее, чем в Rome 2. В разные стороны летят тучи стрел, проносятся пылающие ядра, от них загораются деревья и постройки, пожар распространяется, повсюду дым…

Подводя итоги, можно сказать, что Total War Attila — это не просто дополнение, а фактически полноценная игра. Авторы дополнили, улучшили или изменили практически все аспекты игрового процесса и позволили нам выступить на стороне одной из самых сильных и знаменитых армий в истории.


Вердикт: 9 баллов

Соответствие ожиданиям: 140%

Надо брать!

  • Total War: Attila OST — Main Theme
  • Total War: Attila OST — Barbarian 
  • Total War: Attila OST — Sassanid