ТОП-3 Лучших стратегий 2015 | ИТОГИ 2015

ТОП-3 Лучших стратегий 2015 | ИТОГИ 2015

Давно уже принято считать, что жанр стратегий в реальном времени скорее мёртв, чем жив. Дескать, все основные силы сосредоточены в условно-бесплатном формате, а «нормальных» стратегий выходит максимум одна-две в год. Однако минувший год доказал, что в данном случае всё-таки у страха, что называется, «глаза велики».

Давно уже принято считать, что жанр стратегий в реальном времени скорее мёртв, чем жив. Дескать, все основные силы сосредоточены в условно-бесплатном формате, а «нормальных» стратегий выходит максимум одна-две в год. Однако минувший год доказал, что в данном случае всё-таки у страха, что называется, «глаза велики». И дело не только в том, что в 2015-ом вышла грандиозная StarCraft 2: Legacy of the Void, которая одна сама по себе способна олицетворять и реанимировать целый жанр. Было на что посмотреть и во что поиграть и помимо неё. Студия Eugen Systems, известная по R.U.S.E. и Wargame, выпустила Act of Aggression — стратегию, которая во многом старается следовать традициям серии Command & Conquer. Со стапелей Focus Home Interactive сошла научно-фантастическая RTS Etherium, где мы уже вспоминаем про традиции, заложенные студией Relic Entertainment — речь про стратегический геймплей в стиле захвата контрольных точек. Сами же Relic в минувшем году позволили нам оценить всю мощь и разношерстность британской армии в сетевом дополнении Company of Heroes 2: The British Forces. Еще одна крупная студия, славная своими традициями в стратегическом жанре — Petroglyph Games — на этот раз разработала во многом инновационную футуристическую стратегию Grey Goo, основанную на одной из реальных версий возможного конца света. Были, конечно, и новые глобальные исторические стратегии — например, Grand Ages: Medieval. Выбежали на свет сразу два наследника подземной славы Dungeon Keeper — вторая часть Dungeons, которая во многом реабилитировала ошибки первой, а также War for the Overworld, постаравшаяся максимально сохранить традиции рогатого хранителя подземелий. Ну, и, конечно, куда же без градостроительных стратегий — тут вам и Cities: Skylines, и Cities XL, и Tropico 5: Espionage, и не только. В общем, выбирать было из чего.

3 место. Grey Goo

Когда весной 2014-го была анонсирована стратегия Grey Goo, появилось ощущение некоего сюрреализма. Какое-то непонятное таинственное издательство Grey Box заявило тогда, что намеревается сделать под брендом «серой слизи» крупный высокобюджетный сериал классических RTS со старым-добрым строительством баз, а работа доверена самой Petroglyph Games — команде, которая ещё под знаменем Westwood Studios в 90-х подарила миру Command & Conquer и в принципе зародила этот жанр с Dune 2. А производство видеороликов Grey Box даже заказала у новозеландской студии спецэффектов Weta, ответственной за внешний вид «Властелина Колец» и «Хоббита». Выглядел такой анонс, мягко скажем, необычно для 2014-го, и, казалось, это обернётся тем, что Grey Box со своим дебютным проектом тихо исчезнет туда же, откуда и появилась. Но релиз состоялся. Grey Goo действительно оказалась, как и обещали, добротной классической RTS, в манере Dune 2 предлагающей три воюющие между собой цивилизации, сбалансированные по типу «камень-ножницы-бумага». Тут люди столкнулись с четырёхрукими инопланетянами Бета и странными микророботами под названием «Серия слизь», концепция которых позаимствована из описанного математиком Джоном фон Нейманом гипотетического конца света. Все три стороны конфликта действительно здорово продуманы, но если человечество и раса бета вынуждены по канонам строить базы и отправлять харвестеры собирать ресурсы, то слизь плевала на эти правила. Она в виде бесформенного чёрного сгустка свободно ползает по всей карте, отжирается на источниках ресурсов и отпочковывается боевыми юнитами. Тут есть весьма увлекательная сюжетный кампания из полутора десятков миссий, с основательно проработанной вселенной и, если в ней разобраться, блестящей предысторией, хороший агрессивный искусственный интеллект, заставляющий продумывать тактические манёвры и разведывать территории, она сложная и даже на среднем уровне приходится перепроходить миссии как минимум один раз, тут приятная графика, пусть и в однотипных декорациях, крайне удачный интерфейс, да ещё и отличный саундтрек от голливудского композитора Фрэнка Клепаки. В целом, вроде бы, имеется всё, за что мы любим игры этого жанра. Но нельзя не отметить, что Grey Goo всё-таки получилась больше похожей на качественный, доведённый до ума концепт-проект, всю глубину которого, очевидно, хотят начать раскрыть только в сиквеле. Задача Grey Goo — первоначально познакомить нас с задумкой геймплея и с этой вселенной, подготовить почву для продолжения. И, вот, непонятно одно — будет ли это продолжение? Дело в том, что Grey Goo с финансовой точки зрения провалилась, а планы Grey Box известны только ей одной.

2 место. Anno 2205

Серия Anno, как известно — это у нас представитель классической немецкой школы экономических стратегий, берущая свое начало из серии Settlers. Собственно, создатели последней и составляют костяк Ubisoft Blue Byte. И тем не менее, разработчики каждый раз удивляют чем-то новым, не совсем классическим. В прошлый раз, в Anno 2070, они отправили нас в будущее, заставив развиваться, строить и воевать одновременно на земле и под водой. А в Anno 2205 мы полетели на Луну. Игра развивает концепцию эдакой стратегии-бутерброда — когда игроку нужно следить сразу за несколькими секторами, кардинально различающимися климатом, ландшафтом и местоположением. В качестве лидера одной из корпораций будущего мы сначала строим города и развиваем экономику на Земле — одна база в умеренных широтах, а потом добавляется площадка в Арктике, где приходится постоянно следить за тем, чтобы ваши поселенцы не замерзли. Ну, а потом наступает время колонизировать Луну, где вы действуете в условиях дефицита кислорода, пищи и постоянной угрозы падения метеоритов. И вот когда нужно одновременно следить за всеми тремя «регионами», чтобы, например, вовремя доставить пищу с Земли лунным колонистам, игра генерирует массу эмоций и бросает серьёзный вызов. Но принимать его — одно удовольствие. Здесь практически всё сделано качественно, красиво и комфортно. А военные действия, всегда смотревшиеся несколько лишними на этом празднике экономической и стратегической мысли, на этот раз сведены к аркадному минимуму.

1 место. Starcraft 2: Legacy of the Void

Starcraft 2, как и всё, что делает Blizzard — игра уникальная. Сиквел едва ли не лучшей стратегии всех времен и народов ждали без малого 12 лет, а в итоге его разбили на эпизоды. Но вряд ли об этом кто-то пожалел. Мы получили три полноценных игры. Выходили они в течение 5 лет, каждая получилась отличной, и в каждой авторы интересно экспериментировали с механиками. В Wings of Liberty они заигрывали с нелинейностью, а в Heart of the Swarm реализовали полноценную систему развития главного героя. Ни того, ни другого в Legacy of the Void нет, но и здесь нашлись интересные занятия помимо отстройки базы и накопления войск. В наше распоряжение поступил огромный космический корабль протоссов «Копье Адуна», и мы всячески развиваем его технологии, чтобы во время миссии использовать уникальные способности вроде орбитального удара. Кроме того, на борту корабля перед каждой миссией нужно определять набор юнитов и технологий — можно гибко менять тактику и стратегию, подстраиваясь под новые условия. Это не говоря уже о традиционно выдающемся дизайне миссий и карт, который не дает вам зевать и просто сидеть копить ресурсы. Появились и уникальные режимы для совместной игры - в одном из них базой управляют сразу два игрока, а в другом можно играть одним из шести героев культовой вселенной и вместе выполнять специальные кооперативные миссии. Впрочем, для многих поклонников серии главное достижение Legacy of the Void — это не увлекательный геймплей и даже не отлично сбалансированный мультиплеер, а, прежде всего, сюжет. Очень эмоциональная сюжетная кампания ставит, наконец, точку в истории, которую нам рассказывали на протяжении пяти лет. Водоворот событий захватывает с первых же миссий, а градус драмы не оставляет равнодушным до самого конца, пока в итоге под бурные аплодисменты и слезы растроганных игроков терраны, зерги и протоссы в знакомой манере Blizzard объединяются, чтобы показать, наконец, воскресшему тёмному богу Амуну, где во вселенной StarCraft раки зимуют.