ТОП-3 Лучших пошаговых стратегий 2015 | ИТОГИ 2015

ТОП-3 Лучших пошаговых стратегий 2015 | ИТОГИ 2015

Пошаговые стратегии, в отличие от стратегий в реальном времени, никогда не находились в каком-то особом кризисе. Вдумчивые, размеренные, заставляющие вас мыслить глобально и решать судьбы целых держав, планет и галактик — у них всегда была, есть и будет своя целевая аудитория, которую никакими посулами не затащишь в условно-бесплатное болото.

Пошаговые стратегии, в отличие от стратегий в реальном времени, никогда не находились в каком-то особом кризисе. Вдумчивые, размеренные, заставляющие вас мыслить глобально и решать судьбы целых держав, планет и галактик — у них всегда была, есть и будет своя целевая аудитория, которую никакими посулами не затащишь в условно-бесплатное болото. И в минувшем году у этой аудитории была масса поводов не спать и не есть ночами. По традиции, было много игр про пошаговые разборки магов в традициях Master of Magic. И если World of Magic оказалась многообещающей, но не доведенной до ума, то в Sorcerer King студия Stardock Entertainment, наоборот, сумела сделать хорошую работу над ошибками своей предыдущей серии Elemental. Она выпустила, пусть и слегка упрощённую, но зато действительно увлекательную, собранную и красивую стратегию про то, как нужно успеть вовремя спасти мир от злого чародея. А вот в Ubisoft, пытаясь исправить ошибки Might & Magic Heroes VI, опять чего-то не докрутили — седьмых «Героев» приняли весьма сдержанно, даже несмотря на то, что новая часть куда ближе к классическим традициям серии, чем предыдущая. Тех же, у кого все эти сказки про магию, эльфов и прямоходящую нежить, вызывают лишь зевоту, та же вышеупомянутая Stardock отправила в космос, покорять галактику в Galactic Civilizations 3. Там же разворачиваются события дополнения Sid Meier's Civilization: Beyond Earth — Risind Tide, где среди прочего нам разрешили строить плавающие города. Ну, и, конечно, не остались в стороне любители перевернуть ход истории на земле, в какой-нибудь из глобальных исторических стратегий. Британская Creative Assemble отправила нас разрушать или, наоборот, защищать Великую Римскую Империю в Total War: Attila. А серьезнейшую конкуренцию им составили японцы из студии KOEI TECMO — они, наконец, выпустили европейскую версию своей гранд-стратегии Nobunaga's Ambition, которую развивают аж с 1983 года! Особняком на общем фоне стоит Massive Chalice — Тим Шейфер и его студия Double Fine снова придумали совершенно необычную игру, искрящуюся юмором и фантазией.

3 место. Massive Chalice

Именно Massive Chalice мы и ставим на третье место в нашем топе лучших пошаговых стратегий 2015 года. Да, на её месте вполне могла оказаться и Nobunaga's Ambition: Sphere of Influence, но ее нишу уже занимает Total War: Attila. К тому же при всех очевидных достоинствах японской стратегии, у игры есть и два больших недостатка — примитивные сражения и устаревшая графика. А вот у Massive Chalice ниша совершенно уникальная — ну где ещё натурально в бой идут одни старики? Дело в том, что к знакомым по другим пошаговым стратегиям возможностям и механикам, Тим Шейфер со свойственным ему юмором добавил фактор времени и, если хотите, бренности бытия. На то, чтобы защитить вымышленное государство от постоянно атакующих его монстров, отводится ровно 300 лет. И пока вы на глобальной карте возводите какие-то важные здания, назначаете туда управляющих, проводите исследования, экипируете и развиваете бойцов, чтобы те в пошаговых сражениях защищали подвергшиеся нападениям сектора, время идет, а ваши подопечные стареют и умирают. А на их место приходят их дети. Причём кто-то может почить в бозе в 80, а кто-то и в 35 лет — характеристики и умения персонажей зависят от их наследственности. Вы постоянно формируете целые династии, устраиваете браки, назначаете регентов и стараетесь сделать так, чтобы отцы и матери передали детям всё лучшее, а не, например, врожденную склонность к алкоголизму или бесплодие. И не дай божЕ, чтобы перевелись все дееспособные бабы — иначе ведь может получиться так, что в бой пойдут одни старики, а вашим голубым королевством будут править одни мужики…

2 место. Galactic Civilizations 3

Galactic Civilizations 2 вышла аж в 2005 году, и за это время появилось множество глобальных космических стратегий про то, как вы осваиваете и покоряете галактику, взаимодействуя с другими расами. Среди них особенно выделяется Endless Space. Чтобы успешно конкурировать с ними, Stardock не стала полностью перезапускать серию, как это сейчас модно, или, наоборот, ограничиваться HD-переизданием. Вместо этого разработчики точечно дополнили знакомую механику разными полезными нововведениями и в целом сделали игру более комфортной, удобной — что называется, ближе к людям. Сохранив при этом, а где-то и увеличив ее глубину. Застройка планет стала подробнее и интереснее, появилась более проработанная и понятная система мировоззрения: благодаря ей вы всегда чётко понимаете, какие бонусы или штрафы от той или иной расы вы получите, если будете поступать миролюбиво, прагматично или агрессивно. Кроме того, авторы доработали дипломатию, облегчили интерфейс и улучшили фирменный редактор кораблей — теперь в нём можно собирать особенно мощные прототипы, для строительства которых нужны особые ресурсы, а также указывать суднам их роль на поле боя. Жаль только, что лично участвовать в грандиозных сражениях космических кораблей нам так и не разрешили. Да и сюжетная кампания куда беднее того, что была во второй части. Зато в Galactic Civilizations 3 появился мультиплеер, да и в целом игра определенно сделала шаг вперед.

1 место. Total War: Attila

В прошлом году Creative Assemble активно продвигала серию Total War на онлайновый рынок. Студия запустила на PC условно-бесплатную Total War Battles: Kingdom. Начала потихоньку тестировать фритуплейную Total War: Arena, которая, в отличие от Kingdom, посвящена исключительно пошаговым эпическим сражениям. И это, безусловно, стало бы веским поводом со значением посмотреть в глаза разработчиков, если бы в начале года они не выпустили классическую и крайне удачную Total War: Attila. Игра посвящена разрушительному нашествию гуннов во главе с титульным вождем Аттилой на Западную и Восточную римские империи, которое в середине IV века спровоцировало великое переселение народов. Игроки, выступая за разные варварские племена, за Восточную или Западную Римскую Империи, постоянно ощущают давление с разных сторон: откуда-то приближается что-то очень большое и опасное, денег мало, климат постепенно становится всё более холодным, заставляя мигрировать и перемещаться по карте, а враги научились не просто грабить города, но и стирать их полностью с лица земли. А в крупных мегаполисах приходится постоянно следить за уровнем загрязнения. Гуннам с их смертоносной конницей поначалу проще, но потом и она далеко не всегда помогает. Взамен нам разрешили эффективнее использовать провинции, назначать туда губернаторов и наместников, устраивать разные виды хозяйств. Кроме того, у персонажей появилось полноценное дерево умений. С появлением конницы кочевников и более подробных, эффектных осад преобразились и тактические сражения. В общем, дополнение к Rome 2 выросло в полноценную самостоятельную игру, которое не просто вносит несколько важных нововведений, но и генерирует совершенно новую атмосферу тотального напряжения.