ТОП-3 Лучших экшенов 2015 | ИТОГИ 2015

ТОП-3 Лучших экшенов 2015 | ИТОГИ 2015

Action/adventure — один из самых старых, важных и сложных жанров. Это всегда очень разносторонние, комплексные игры — герой тут, как правило, и сражается, и решает загадки, и исследует мир, собирает всякие бонусы, ключи, артефакты, развивается по мере прохождения.

Action/adventure — один из самых старых, важных и сложных жанров. Это всегда очень разносторонние, комплексные игры — герой тут, как правило, и сражается, и решает загадки, и исследует мир, собирает всякие бонусы, ключи, артефакты, развивается по мере прохождения. При этом обязательно нужен интересный лихой сюжет, позволяющий прочувствовать дух настоящего приключения. Ну и солидный бюджет, чтобы потянуть всю эту радость. Слава богу, в минувшем году крупные издатели не скупились на интересные проекты в жанре экшен/адвенчур. Пусть даже среди них и не было очередной серии похождений Натана Дрейка — скучать нам было некогда. В Mad Max мы вдоль и поперек исколесили постъядерные австралийские пустоши. В Just Cause 3 помогли Рику Родригесу разнести в щепки архипелаг Медичи. В Assassin's Creed: Syndicate освобождали от вездесущих тамплиеров улицы викторианского Лондона. А в Rise of Tomb Raider кутали в зябкое пальтецо Ларочку Крофт и помогали ей искать источник бессмертия посреди суровой русской зимы. Но самое главное, мы получили гранд-финалы двух великолепных игровых серий — речь, конечно, о Batman: Arkham Knight и Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain. Как видите, ни одна из этих игр не обошлась без открытого мира, и даже Хидео Кодзима решил напоследок вывести Венома Снейка в чистое (ну, не совсем, конечно) афганское поле. Но просто смоделировать огромный мир мало — тут нужна как раз там комплексность, разносторонность, которая свойственна этому жанру: чтобы было интересно и воевать, и исследовать мир, и решать загадки, и следить за сюжетом, и заниматься всем остальным. С этой точки зрения мы и выбирали лучших.

 3 место. Batman: Arkham Knight

 Финальная часть «аркхамовской» серии о похождениях летающего Брюса Уэйна ожидаемо вернулась в руки британской Rocksteady Studios, то есть тех, кто в 2009-ом, собственно, и заварил всю эту кашу в Batman: Arkham Asylum. Прошлая игра, Batman: Arkham Origins, отданная на откуп сторонним разработчикам, получила противоречивые оценки — слишком уж там стал очевиден кризис идей и общий застой серии. К Arkham Knight, скажем честно, можно предъявить некоторые из тех же претензий. Готэм-сити, пусть похорошел и вырос в размерах, все так же остался пустым и мертвым. А сюжет при всем великолепии постановки соткан из всех возможных супергеройских штампов. Поклонники стелса, на котором изначально держался геймплей серии, посетуют на то, что в игре сделан уклон в экшен, и тихое прохождение теперь чаще всего приравнено к необязательному баловству. Ну, а многострадальные обладатели персональных компьютеров еще долго будут помнить скандал, связанный с отвратительным качеством PC-версии, вылившийся в массовые петиции и возвраты уже купленной игры обратно в стимовский магазин. И все же в целом гранд-финал удался. Графика, режиссура, дизайн — все вышло на новый, запредельный уровень. Фирменная боевая система, давно и успешно гастролирующая по другим играм, обзавелась новыми возможностями и приемами — теперь, например, игроки могут объединяться и вместе наносить двойные удары. Появились действительно нетривиальные второстепенные задания, а пустопорожних полетов по открытому миру Готэм-сити ради выполнения очередного рутинного квеста на коллекционирование и собирательство, наоборот, стало меньше. Но особый щенячий восторг у поклонников вызвала, конечно, новая возможность лихо гонять по городу на бэт-мобиле, таранить ими врагов и по мановению руки плавно превращать его в бронированный танк.

 2 место. Rise of the Tomb Raider

 В новой игре расхитительница гробниц переживает едва ли не самые удивительные приключения в своей жизни. Она отправляется в Сибирь, на поиски мифического Китяж-града, где, согласно исследованиям ее погибшего отца, можно найти источник бессмертия. В Сибири, понятно, холодно, голодно и часто больно. И главный враг — это сама природа. Чтобы не замерзнуть и не помереть с голоду, Лара занимается экстремальным скалолазанием, используя обновленный крюк и специальные стрелы, позволяющие забираться куда повыше. А еще греется у костра, собирает ресурсы, изготавливает для себя разнообразную экипировку и охотится. Животных можно выслеживать по следам на снегу, некоторая скотина активна только в определенное время суток. Да тут еще и снежные бури, и туман, и изморозь, влияющие на видимость. В таких условиях открытый мир является не роскошью, а средством выживания, и наше пребывание в нем не сваливается в рутину — здесь всегда опасно, а значит и интересно.

В этот мир достаточно органично вплетены и колоритный сюжет, и сражения, и фирменные головоломки в гробницах. Пазлов стало больше, они интереснее и разнообразнее. Сражаться тоже стало интереснее, при чем многие перестрелки сами по себе представляют головоломки, вынуждающие с умом использовать окружение. Да и сама игра выросла в масштабах — на один только сюжет может уйти часов 20.

Наконец, Лара активно налаживает диалог между Россией и Западом — в обход санкций охотится на русских медведей, изучает православные иконы и хоругви, учит русский и греческий. А в первом сюжетном дополнении под названием Baba Yaga: The Temple of the Witch Лару ждет встреча с Избушкой на курьих ножках и ее престарелой хозяюшкой. В общем, сказка, а не игра…

 1 место. Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

 Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain — магнум опус, идеальная игра Хидео Кодзимы, в которой он сумел примирить свою бурную фантазию гениального выдумщика, сценариста и режиссера с современными игровыми трендами. С одной стороны, тут есть все то, за что мы любим Хидео Кодзиму, и даже больше. Местами — сильно больше. В сюжете без бутылки водки и знания предыдущих игр разобраться невозможно, но даже новички с первых кадров влюбляются в это феерическое кино. В истории воссоединения Венома Снейка со своими друзьями, соратниками и прочими клонами соседствуют русские солдаты и всадники на огненном жеребце, воскресшая полуголая снайперша с большими, ну очень большими грустными глазами и какие-то летающие мальчики, ломанный русский и музыка Дэвида Боуи — за нее, кстати, особое спасибо. Как спасибо и самому Дэвиду, недавно ушедшему от нас. А еще здесь периодически в небе на воздушном шарике летают пленные солдаты, танки и лошадки, а Веном Снейк может уйти от погони с помощью…простите…лошадиных какашек — и даже не спрашивайте, как и почему. Это же Кодзима, ну что вы, ей богу…

С другой стороны, в The Phantom Pain есть все приметы игры не просто кодзимовской, но и еще и максимально современной, продвинутой: открытый мир, сбор ресурсов, прокачка, отстройка собственной базы, позволяющая проводить исследования и заниматься кадровым менеджментом. Причем открытый мир введен не просто для галочки — он реально генерирует массу разных способов решать встающие перед Снейком задачи, включая упражнения с вышеупомянутыми лошадиными лепешками. Поэтому теперь это уже далеко не только и не столько стелс — устав тихо красться мимо охранников и бегать в картонных коробках, вы можете плюнуть на это дело и взывать с базы танк, который прилетит на голубом вертолете и с вашей помощью разнесет очередной блок-пост в щепки. Да, здесь есть моменты, которые воспринимаются именно как необходимое зло, рутина. А сам открытый мир выглядит, по большому счету, пустым. И, тем не менее, открытый мир, квесты, сюжет, разные боевые стили, элементы стратегии, полуголые девушки, воздушные шарики и лошадиные какашки тут отлично уживаются друг с другом, а сама игра получилась выдающаяся — одна из лучших не только в этом году, но и за всю историю.