Они написали историю. Дьявол носит чёрные очки | Томонобу Итагаки

Они написали историю. Дьявол носит чёрные очки | Томонобу Итагаки

Кто всегда ходит в тёмных очках и периодически пугает посетителей своего офиса, показывая им огромную катану, которую сделал для него родной отец? Кто никогда не лезет за словом в карман и всегда прямо высказывает свое мнение о коллегах? Кто сделал первый в мире файтинг про подпрыгивающие женские груди? Какой еще японец мог в здравом уме создавать эксклюзивы для Xbox, уверяя, что это лучшая в мире платформа? Кто, наконец, больше всех в мире ненавидит серию Tekken?

Кто всегда ходит в тёмных очках и периодически пугает посетителей своего офиса, показывая им огромную катану, которую сделал для него родной отец? Кто никогда не лезет за словом в карман и всегда прямо высказывает свое мнение о коллегах? Кто сделал первый в мире файтинг про подпрыгивающие женские груди? Какой еще японец мог в здравом уме создавать эксклюзивы для Xbox, уверяя, что это лучшая в мире платформа? Кто, наконец, больше всех в мире ненавидит серию Tekken? В Стране восходящего Солнца есть только один такой человек — Томонобу Итагаки. В этом году в России запускается его новое творение — Devil’s Third Online. Чем не повод рассказать вам историю этого сумрачного японского гения.

 Рождение героя

 Томонобу Итагаки родился в Токио в 1967 году, и достаточно рано увлекся играми. В школе вместе со своим младшим братом они даже сделали несколько проектов, при этом сам Томонобу занимался прежде всего тем, что рисовал и раскрашивал пиксели — это была его первая работа в индустрии. Впрочем, путь в игровые дизайнеры был тернистым, и Итагаки вполне мог стать дизайнером рулетки или однорукого бандита в каком-нибудь казино. В 85-м году он поступает в Университет Васеда, где почти все свободное время проводит за игровыми автоматами и азартными играми на деньги. Чтобы никто не видел выражения его глаз во время этого процесса и не понял, блефует он или нет, Томонобу всегда носил чёрные очки. С тех пор он их почти и не снимает, по крайней мере, на публике. Вкупе с черной косухой, длинными волосами и изрытым шрамами лицом, а также нескрываемой любовью к грудастым девушкам — всё это впоследствии воплотится в один из самых харизматичных и узнаваемых образов среди игровых разработчиков. Что уж там, Томонобу и сам выглядит как герой какого-нибудь брутального экшена.

 Но в 1992-ом году, когда Итагаки был принят на работу в компанию Tecmo в качестве обычного программиста, до такой узнаваемости было еще далеко. Сначала он работает над футбольной аркадой Tecmo Bowl, но через некоторое время получает шанс стать ангелом-хранителем для родной компании. Tecmo оказывается чуть ли не на грани банкротства. Итагаки отправился на визит к президенту компании — господину Накамуре — и пообещал, что сделает игру, которая спасёт всю корпорацию от краха. «Хорошо, но помни, это наш единственный шанс, пан или пропал, будем жить или умрём», — дрожащим голосом говорит Накамура-сан, пытаясь хоть что-нибудь разглядеть за тёмными стеклами очков. «Так игру и назовем!» — стальным голосом отвечает тот и молча выходит вон.

 Это, конечно, вольный пересказ их судьбоносного разговора, но примерно так всё и было. Итагаки начинает работать над новым файтингом, получившим обещанное название — Dead or Alive, то есть «Живой или Мертвый». Его учителями стали тогдашние лидеры компании, работавшие, в числе прочего, над оригинальной серией Ninja Gaiden — от них наш суровый герой и взял манеру прикручивать к брутальным поединкам что-нибудь эдакое, весёлое. И с лихвой этим воспользовался.

 Dead or Alive во многом копировал популярный Virtua Fighter для игровых автоматов Sega, но Итагаки внес одну существенную поправку — особое внимание уделил дракам полуголых девиц. И при этом использовал разработанную тогда в Tecmo физическую технологию, благодаря которой весьма объемные женские груди во время ударов, блоков и падений подпрыгивали с захватывающей дух амплитудой. Игроки даже могли сами подкручивать ее величину по вкусу. В 96-ом игра выходит на игровых автоматах, а через два года переносится на PlayStation с обновленным движком, графикой и новыми красотками. И встречают их самыми бурными аплодисментами — сотрясались не только телеса девушек, но и кошельки игроков. За год игра приносит Tecmo более 9 миллионов долларов, и Томонобу Итагаки становится для компании тем же, кем стал Хидео Кодзима для Konami и Сигеру Миямото для Nintendo.

 Бить нельзя смотреть

 Dead or Alive ставится на поток и превращается в мегауспешный бренд и прибыльную серию. Вторая часть выходит сначала в 99-м году на аркадных автоматах, а через год переезжает на Dreamcast и PlayStation 2. Причём на разработку порта для второй PlayStation команде дали всего два месяца, за которые Итагаки, конечно, не успел реализовать всё, что планировал. В итоге он впал в депрессию и подумывал даже покинуть индустрию. Но отличные оценки и более 2-х миллионов долларов чистой прибыли быстро вывели его из этого состояния. Успех не удивителен: помимо разных прочих улучшений и добавок, вторая часть Dead or Alive предложила ещё более сочную и детальную графику и — что более важно — ещё выше задрала амплитуду подпрыгивающих молочных желёз. Да к тому же вместе с задорным саундтреком из композиций Aerosmith — любимой группы Итагаки.

 Но дело, конечно, не только в этом. Изначально в Dead or Alive проявилась одна из ключевых особенностей творческого метода Томонобу-сана — простые средства управления, минимум кнопок, но при этом сложный, почти хардкорный и насыщенный геймплей. Первые две части были сложно устроенными темповыми файтингами с особым упором на молниеносные контратаки. При этом во второй игре прибавилось ещё и реализма: появился даже такой параметр как вес персонажа, влияющий на то, насколько высоко и далеко его можно запустить в воздух прицельным ударом пятки.

 В третьей части Dead or Alive, вышедшей в 2001 году, порог вхождения для новичков был несколько снижен. Во многом это связано с тем, что игра неожиданно для многих стала эксклюзивом для Xbox, то есть предназначалась, прежде всего, для более «нежной» североамериканской аудитории. Многие фанаты Dead or Alive и японские коллеги Томонобу, конечно, не поняли этого хода конем со стороны Итагаки. Однако тот к этому времени уже стал одним из главных людей в Tecmo и возглавил её игровое подразделение — Team Ninja. Он вешает в своем офисе отцовскую катану, надевает кожаную косуху и всячески демонстрирует, что никому ничего не должен. Дескать, плевать мне на мнение коллег, просто хочу делать игры на самых технологически продвинутых и удобных для разработчика платформах.

 Прыгают мячики…

 Естественно, на Западе Dead or Alive 3 получает самые восторженные отзывы, продаётся только в первые 5 месяцев тиражом более миллиона копий и даже спустя годы признаётся одним из лучших файтингов всех времен и народов. Через год Итагаки даёт всем поклонникам серии возможность по-настоящему отдохнуть и съездить вместе с полюбившимися красотками из игры на приватный тропический остров, чтобы насладиться тем, как полуголые девушки играют в пляжный волейбол.

 В Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball был и сюжет (точнее, его подобие), и весьма продвинутая спортивная составляющая, и даже возможность выстраивать отношения между героинями. Но главное, опять же — возможность созерцать во всей красе, как полуголые девушки не дерутся, а прыгают, прыгают, прыгают, прыгают …Тянутся за мячиками. Да, ведь здесь есть мячики…большие мячики…

 Рецензии на игру писали Playboy и Maxim, модели женских персонажей признавали лучшими в истории, а модмейкеры помогали сделать их ещё лучше, научившись взламывать ресурсы игры и полностью раздевать красавиц. За что потом получали иски от Tecmo, правда… И со всех сторон на нашего героя сыпались обвинения в том, что он слишком уж эксплуатирует женскую сексуальность, и вообще таких размеров не бывает… А Итагаки спокойно отвечал на это — «Для создания таких игр нужны не деньги, а немного сумасшествия. И возможно, я единственный человек на Земле, достаточно сумасшедший для этого!»

 Но через два года, в 2005-ом, Team Ninja опускает всех на землю и выпускает самую на тот момент сложную, четвёртую игру в серии. «Лёгкого» уровня сложности тут нет вовсе, а враги стали ещё быстрее и умнее. Отказ от аудитории ленивых казуальщиков, впрочем, не помешал Dead or Alive 4 продемонстрировать отличные продажи и быть признанной многими поворотной для жанра игрой…

 Путь ниндзя

 Но за год до этого, в 2004-ом, в жизни Томонобу Итагаки и возглавляемой им студии открылась новая важная страница — они перезапустили сериал Ninja Gaiden, который Tecmo развивала еще с конца 80-ых годов прошлого века.

 Team Ninja оставили почти без изменений саму вселенную и персонажей оригинала: это всё та же история о том, как мастер ниндзя Рю Хаябуса ищет легендарный меч Дракона и мстит за гибель своего клана. Но по структуре это уже был не платформер, а полноценная action/adventure, вдохновлённая, как признавался сам Итагаки, культовой Legend of Zelda: Ocarina of Time. Герой-ниндзя не только дрался и прыгал, но и исследовал территорию, путешествовал по миру, решал загадки, собирал разные полезные «сферы», развивал свои умения и даже использовал магию.

 Впрочем, Ninja Gaiden 2004 года, как и ее «финальная» версия Ninja Gaiden Black, вышедшая через год, была куда более сложной и жестокой игрой, чем любая часть солнечной Legend of Zelda. Для своего времени это была такая помесь Dark Souls и «рокстаровского» Manhunt — если смотреть на проект относительно хардкорности сражений и общей жестокости происходящего. Со сложностью всё понятно — Итагаки в своем духе сделал ставку на достаточно реалистичные драки, тестирующие, прежде всего, рефлексы игроков. Хотя стоит вспомнить, что по многочисленным просьбам он всё-таки добавил облегчённый уровень сложности в расширенном издании Ninja Gaiden Black, но и тут Итагаки остался верен себе — обозвал его Ninja Dog и повесил на тех, кто выбрал этот уровень, цветные ленточки, дабы продемонстрировать своё отношение к этим слабакам.

 А вот сделать игру настолько брутальной, кровавой и жестокой наш герой, несмотря на свою катану и грозный вид, изначально не планировал. Это руководство Tecmo попросило его сохранить дух оригинала, который во многом был ориентирован на западную аудиторию. Итагаки проанализировал серию и пришел к выводу, что на Западе игрокам особенно нравились жестокие казни, которые устраивал Рю Хаябуса своим врагам. И перенёс их в свою игру, сделав ещё более зрелищными и подробными. В итоге игре выставляли исключительно «взрослые» рейтинги, а в некоторых странах — например, в Германии — она поначалу и вовсе не прошла цензуру.

 Другую же просьбу своих боссов Итагаки в свойственной ему нахальной манере не выполнил — выпустил игру на Xbox, хотя ждали от него версию для PlayStation 2. Ninja Gaiden получила восторженные отклики и, опять же, отлично продавалась — к 2007 году её продажи перевалили за 1, 5 миллиона копий. И прежде всего успех сопутствовал в Америке и Европе, где игру сразу же признали живой классикой и чуть ли не самым сложным экшеном в истории.

 Следующие игры серии Ninja Gaiden выходят в 2008 году. По словам самого Итагаки, Ninja Gaiden Dragon Sword для Nintendo DS он разработал по просьбе своей дочери — игра вовсю использовала особенности управления консоли и представляла собой эдакую детскую, более миролюбивую версию похождений Рю Хаябусы. А вот Ninja Gaiden 2, вышедшая на Xbox 360, наоборот, вместе с новой графикой предложила и обновленный, еще более кровавый уровень насилия — появилась художественная расчленёнка врагов.

 Суд да дело

 Ninja Gaiden 2 стала одной из самых популярных и высокооценённых игр на Xbox 360 в 2008-м, и тем неожиданней вскоре после релиза прозвучало публичное заявление Томонобу Итагаки о том, что с 1 июля он покидает Tecmo — да не просто так, а подает в суд из-за невыплат каких-то там вознаграждений. Впрочем, учитывая сложившуюся к тому времени репутацию, чего-то подобного можно было ожидать — он не стесняясь говорил всё, что думает о коллегах, пил и пел с журналистами в караоке-барах и в казино, называл в числе пяти худших игр за всю историю пять серий Tekken. И приударивал за девушками на работе. В 2006 году одна из сотрудниц Tecmo даже обвинила Итагаки в сексуальном домогательстве, из-за чего тот был лишён одного из руководящих постов в компании. В общем, он вел здоровый активный образ жизни и при этом не забывал делать отличные игры — за что до сих пор и любим многими. Ведь яркая талантливая личность со своей жизненной и творческой позицией и узнаваемым стилем во всём — это всегда лучше, чем прилизанная приторная посредственность.

 Судебный конфликт с Tecmo был улажен, и в 2009-ом году Итагаки с некоторыми своими бывшими коллегами по Team Ninja образовали новую команду, получившую название Valhalla Game Studios. И начали работать над очередным своим проектом — после долгих пертрубаций, смены издателя, механики и концепции он в итоге вылился в экшен Devil's Third, который вышел в августе прошлого года эксклюзивно для Wii U. Правда, изначально-то он задумывался мультиплатформенным — игра создавалась для издательства THQ, которое под конец 2012-го отбросило нижние конечности. Nintendo не упустила возможности воспользоваться ситуацией и выкупила тогда права на проект, сделав его эксклюзивом своей новой платформы. Это задорная — или, как говорят сами авторы, «на стероидах» — смесь из перестрелок, паркура и ближнего боя с русским наёмником Иваном в главной роли. Тот рубит врагов катаной, пьёт, курит прямо под пулями и периодически рубит рок на ударной установке — в общем, вы поняли, с кого писался образ главного героя.

 Помимо сюжетной кампании в Devil's Third Итагаки реализовал и шикарный мультиплеерный режим, где игроки могут совместно сражаться против террористов, создавая кланы и отстраивая базы, чтобы попробовать вырвать США из лап террористов. Или же они могут стать наемниками, постоянно нападая на базы других игроков. И что здорово и неожиданно для Nintendo — после релиза на Wii U было объявлено о том, что этот сетевой режим превратится в самостоятельную игру, которая выйдет на PC под названием Devil's Third Online.

 Томонобу Итагаки, в числе прочего, реализовал здесь самую, по его мнению, справедливую систему гильдий — например, заключение договоров между кланами визируется управляющей компанией и подкрепляется внесением денежного залога. Помимо борьбы за территории, осады цитаделей и обустройства баз в Devil's Third Online обещан также кооператив, классические сетевые забавы вроде захвата точек, а также необычные режимы — например, охота на фрукты или на кур.

 Вскоре закрытый бета-тест Devil's Third Online начнётся и в России. Презентация отечественной версии в столице прошла, между прочим, при непосредственном участии самого Итагаки, лихо размахивавшего на сцене катаной. А тех, кто не доверяет условно-бесплатным играм из-за возможности что-то покупать за реальные деньги, мы можем сразу успокоить — в одном из недавних интервью герой нашего рассказа в своем стиле заявил буквально следующее: «Те игры, в которых донатер сильнее всех остальных, и никто не может обыграть его, — дерьмовые игры».