Новая веха танкового спорта

Новая веха танкового спорта

В московском спортивном комплексе «ВТБ Ледовый дворец» прошел завершающий этап мирового чемпионата по World of Tanks. 12 команд со всего земного шара, болельщики, комментаторы и призовой фонд размером в 300 тысяч долларов. Как всё прошло и что было интересного? Сейчас расскажем.

Начнём с того, что Wargaming развернула интересную рекламную кампанию для привлечения публики и, так сказать, «несения» киберспорта в массы. Около одного из крупных торговых центров рядом с МКАД установили целый аттракцион дополненной реальности в виде большого щита с экранами, благодаря которому проезжающие мимо автомобили превращались в танки. Более того, на специальном сайте можно было голосовать за свою любимую команду-участника Гранд-финала, и танки на экране окрашивались в цвета тех, кто набирал больше голосов. AR-реклама сама по себе вещь не новая, но для данной инсталляции впервые использовались новейшие разработки в этой области. Несколько лет назад Pepsi установила щит с дополненной реальностью на автобусной остановке, который определял, есть ли перед ним кто-нибудь, и, если ответ был утвердительным, на как будто прозрачное стекло, — а на самом деле — экран, транслирующий картинку со стоящей позади него камеры, — выводилось дополнительное изображение с роботами, тиграми, летающими тарелками и прочим. В варианте World of Tanks используется похожая, но усовершенствованная технология. За щитом находятся две камеры, одна снимает и передаёт изображение на экран, а вторая занимается распознаванием попадающих в область обзора объектов. Если это легковой автомобиль нужных габаритов (а не велосипедист или, скажем, огромный автобус), то на экране поверх него выводится изображение танка. Получилось очень круто.

На самом чемпионате подобных штуковин не было. Зато ничто не отвлекало от матчей. Неожиданности начались, когда главный фаворит турнира, прошлогодний чемпион, команда NaVi, неожиданно для всех сначала проиграла один матч группового этапа европейской команде Ding, показавшей мощнейший уровень подготовки. Команда, названная в честь звука, издаваемого снарядом при попадании по броне танка, с лёгкостью одержала победу в обоих матчах на групповом этапе, после чего, не сбавляя темп, уничтожила коллег по региону из Oops в четвертьфинале. После чего NaVi проиграла сносящей всех соперников Ding с разгромным счётом 5:2, а в четвертьфинале, столкнувшись с Tornado, вообще вылетела из турнира (с не менее разгромными 3:7). Тут стоит сказать, что, увидев такую игру НаВи на групповом этапе, некоторые стали в ней сомневаться. Например, капитан Brainstorm, Евгений Эйхман, заранее отметил не очень хорошую подготовку Natus Vincere и предсказал, что те до собственно финала не доберутся, а в последнем матче схлестнутся Ding и Tornado, и последние заберут главный приз. Так и случилось: в завершающий день турнира американцы из Elevate проиграли Ding, Tornado разнесли ребят из Not So Serious со счётом 7:2 и в финале с тем же счётом размазали добравшихся до решающего матча европейцев. Эпическая музыка, стройные барабанщицы, сыплющиеся сверху конфетти и кубок, точнее, эээ, куб чемпионата в руках победителей.

Вообще, даже если посмотреть на результаты матчей, виден очень большой разброс в скилле и уровне подготовки разных команд. Цифр вроде 5:0 и 7:2 подавляющее большинство, а так, чтобы одна команда победила другую с разрывом в одно-два очка, случалось крайне редко. Частично причиной тому было, видимо, распределение участников по турнирной сетке, когда в первые дни The Grand Finals 2017 парни из СНГ сражались против американцев, а европейцы — против китайцев, хотя в европейском регионе (и особенно RU-кластере) уровень игры WoT-спортсменов гораздо выше, нежели у гостей из Азии, США и Канады. Из четырёх российских команд, приехавших в Москву на чемпионат, только одна отсеялась на групповом этапе. Но таков сегодня киберспортивный «мир танков».

Алексей Корнышев, руководитель соревновательного направления Wargaming в России и странах СНГ, привёл интересную статистику по киберспорту в целом. По версии аналитиков Superdata, в 2017-м году 59 млн человек будут участвовать в киберспортивных соревнованиях, 386 млн человек — следить за этими матчами, 1 млрд. 300 млн. человек будут знать о существовании киберспорта, дальше же популярность феномена, по-английски именуемого eSports, будет только расти. Он всё ближе приближается к более традиционному, уже крупные компании заключают партнёрские контракты с профессиональными командами, становятся спонсорами соревнований. В России общая аудитория, интересующаяся или профессионально занимающаяся киберспортом, примерно равна 13 млн человек.

Как заявил присутствовавший на турнире Тимофей Мозгов, профессиональный баскетболист NBA, с этой тенденцией уже не надо бороться, её, скорее, надо поддерживать, ибо это настоящий спорт, а те, кто так не считает, — люди, не совсем понимающие, о чём идёт речь.

А «Танки», по словам Алексея Корнышева, развиваются по собственному пути. И, кстати, не только в киберспорте. Согласно проведённым статистическим исследованиям, 94% любителей World of Tanks старше 18-ти лет, больше половины имеют высшее образование, половина состоит в браке, у 42-х процентов есть дети. Танкисты — это в большинстве своём люди, которые раньше не увлекались компьютерными играми вообще. И это поддерживается спецификой игры. Ведь здесь нет высоких требований к APM, здесь свой, размеренный темп. Скилл требуется, но какая-то безумная скорость реакции — нет, в первую очередь решает тактика, стратегия и командное взаимодействие. Как признался капитан Tornado Юрий Бухаров, ему нравится некоторая неспешность танков по сравнению со, скажем, Counter-Strike, потому что здесь есть время подумать, принять решение, от которого будет зависеть и результат. Такой темп позволяет и киберспортсменам подольше оставаться в дисциплине (тому же Юрию — 32 года, капитану NaVi Дмитрию Репину — 35, средний возраст игроков китайской команды EL Gaming — 25 лет). А вкупе с понятностью происходящего на экране это приводит и к тому, что средний возраст тех, кто следит за соревнованиями, выше, чем в большинстве других дисциплин. Заинтересовать 40-летнего мужчину «танками», особенно если он увлекается историей и военной техникой, согласитесь, гораздо проще, нежели какой-нибудь «дотой». Поэтому особой конкурентной борьбы за аудиторию с другими киберспортивными дисциплинами у Wargaming не происходит.

Ну а для тех, кто предпочитает не столько смотреть на танковые бои, сколько в них участвовать, разработчики World of Tanks готовят массу новых фич. Уже запустили ранговые бои, и полным ходом идёт перенос «танчиков» на новую графику. По словам Максима Чувалова, продакт-маркетинг-менеджера World of Tanks, девелоперы стараются не просто «сделать красиво», но и перерисовать карты максимально близко к оригиналу, чтобы все имеющиеся нычки и линии обстрела остались неизменными, а также немало внимания уделяют оптимизации, чтобы обновлённый графоний нормально тянули и старые машины тоже. Ждём выхода графического обновления и, конечно, поздравляем команду Tornado Energy с заслуженной победой.