Нуар. Всё, что вы хотели знать | Часть 2/2

Нуар. Всё, что вы хотели знать | Часть 2/2

После почти десяти лет затишья нуар снова возвращается на экраны кинотеатров. В конце 60-х — начале 70-х звёзды сошлись таким образом, что для данного жанра наступил настоящий ренессанс. Прежде всего, в 1967 году был отменён так называемый Кодекс Хейса, неофициальный этический документ, согласно которому картины, подрывающие моральные устои, открыто издевающиеся над законом и заставляющие зрителя сочувствовать злодеям и преступникам, снимать было нельзя.

После почти десяти лет затишья нуар снова возвращается на экраны кинотеатров. В конце 60-х — начале 70-х звёзды сошлись таким образом, что для данного жанра наступил настоящий ренессанс. Прежде всего, в 1967 году был отменён так называемый Кодекс Хейса, неофициальный этический документ, согласно которому картины, подрывающие моральные устои, открыто издевающиеся над законом и заставляющие зрителя сочувствовать злодеям и преступникам, снимать было нельзя. Точнее можно, но ни в один кинотеатр, принадлежащий членам Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов, а таких было подавляющее большинство, подобную картину просто бы не пустили. Благодаря этому не только режиссёры смогли дышать полной грудью, но и была полностью пересмотрена привычная студийная голливудская система. Зародился Новый Голливуд. Последовавшие вслед за этим картины испытали на себе большое влияние европейского кинематографа, в частности — «новой волны». Корифеи Нового Голливуда не боялись экспериментировать с формой и браться за самые сложные и спорные темы, которые традиционно оставались вне рамок коммерческого кинематографа. Третьим и, пожалуй, самым важным событием, повлиявшим на возрождение нуара, стали крупные уотергейтские разоблачения и череда неудач американцев во Вьетнаме. Благодаря этому, а также ряду крупных нераскрытых политических убийств, кинематограф Нового Голливуда стал необычайно пессимистичен по сравнению с ярким и позитивным периодом экономического бума 50-х.

Неонуар с одной стороны был верен своим корням, с другой — привнёс много нового. Сейчас этим термином принято называть практически любой фильм с налётом мрачности и суровой атмосферности. В неонуарах по-прежнему главными героями выступали преступники, негодяи и просто сомнительные личности. Но авторы умудрялись вплетать в привычные мрачные детективные истории острые и не совсем удобные темы, такие как тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие и инцест. Вследствие этого картины новой школы Голливуда получались даже более мрачными и безысходными, чем классические нуары 40-х.

Яркий пример — фильм «Китайский квартал» Романа Полански. За формой классического нуара (место действия — крупный мегаполис 30-х годов) скрывается гораздо большее. После шокирующей развязки герой, частный детектив в исполнении Джека Николсона, приходит к столь радикальным выводам, что подобное ни за что не появилось бы в кинотеатрах времён Кодекса Хейса, требовавшего, чтобы порок под конец фильма был наказан и на все вопросы даны чёткие и внушающие уверенность ответы.

Наиболее точно угнетённость американского общества Вьетнамской войной показал фильм «Таксист» Мартина Скорсезе. Мрачная история ветерана, медленно сходящего с ума работая таксистом в Нью-Йорке, была обласкана критиками и очень быстро заслуженно удостоилась своего культового статуса. По мнению многих профессиональных журналистов персонаж Роберта де Ниро является наиболее американским из киногероев своего времени. Это бесправная жертва амбиций нации, приучившей его к бессмысленности смерти на полях далёкой войны, затерянная на инфернальных улицах самого свободного города мира.

Популярность неонуарных фильмов как раз и заключалась в том, что они были невероятно актуальны. Картины «Разговор» Френсиса Форда Копполы, «Долгое прощание» Роберта Олтмана, «Злые Улицы» уже упомянутого Мартина Скорсезе были ничем иным как продуктом своего времени. При этом данные фильмы не только брали всё хорошее от классического нуара, вроде мрачной атмосферы и обилия жестоких сцен, но и переосмысляли его наследие, зачастую отметая всё лишнее и развенчивая устоявшиеся стереотипы.

Так, неонуар совершенно по-другому показывал зрителю образ частного детектива. В эпоху 40-х годов частные сыщики были своего рода рыцарями без страха и упрёка, всегда готовыми прийти на помощь угнетённой жертве и самоотверженно борющимися со злом. Уже упомянутые «Китайский квартал», «Разговор» и «Долгое прощание» наглядно показали всю несостоятельность данного образа. Частный сыщик представлялся в них ветхим анахронизмом в условиях нового времени. Он беспомощен перед злом и не всегда сам стопроцентно добр и честен. Любая попытка частного сыщика взять ситуацию под контроль в фильмах новой формации зачастую ни к чему не приводят и скатываются в абсурд.

Более того, в неонуарных фильмах герой часто не противопоставляется злу, а отождествляется с ним. Одним из основных конфликтов фильма становится внутренний конфликт протагониста, сопровождающийся постоянным желанием поддаться соблазну и начать творить крайне нехорошие вещи.

Если в семидесятых нуар подвергался переосмыслению, то к началу восьмидесятых в кинематографе стали появляться первые открытые пародии на него. «Мёртвые пледов не носят», «Голый пистолет», «Кто подставил кролика Роджера» не только были самодостаточными произведениями, но и умело, подчас довольно тонко, отсылали зрителя к классике «крутых» полицейских детективов. Ну, и как положено в пародиях эти картины высмеивали многие устоявшиеся нуарные штампы: от типов персонажей, вроде роковой женщины, до музыкального сопровождения. Кроме того, в моду входят ремейки классических фильмов 40-х, вроде триллера «Почтальон всегда звонит дважды» с Джеком Николсоном.

В 90-е годы жанр так же претерпел значительные изменения. С одной стороны, кинематографисты в лице Дэвида Финчера с его фильмом «Семь», Брайана Сингера и его картины «Подозрительные лица», а также Джеймса Эллроя, снявшего «Секреты Лос-Анджелеса» продолжают развивать нуар, экспериментируя с формой и затрагиваемыми темами. С другой — нуар органично сплетается с другими жанрами кинематографа, образуя причудливые сочетания. Стилистика киберпанка в кино, в частности в фильме «Бегущий по лезвию», во многом базируется на данном жанре. Здесь есть и мрачный мегаполис, и противоречивый главный герой со множеством внутренних демонов, сложная проблематика и шокирующий финал. Или взять, к примеру, «Основной Инстинкт». Атмосфера эротического триллера, во многом базирующаяся на нуаре, после переосмысления Пола Верховена начинает играть новыми красками. Братья Коэн поступали по-своему. Они сгущали нуар до абсурда в своих картинах «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера», а после добавляли к получившемуся изрядную дозу чёрного юмора. Ну и не стоит забывать о первых экранизациях «Бэтмена», которые увидели свет еще в конце 80-х благодаря Тиму Бёртону.

Двухтысячные так же были ознаменованы экспериментами и скрещиваниями. Брайан де Пальма в своём фильме с говорящим названием «Роковая женщина» попытался соединить стилистику нуара с сюрреализмом. Получилось, конечно, не очень, но на то это и эксперимент. Самым главным нуаром той поры стал «Город грехов» Роберта Родригеса. Мы уже упоминали оригинальные графические романы Фрэнка Миллера в первом выпуске, но пройти мимо его экранизации решительно не можем. В 2005-м фильм Родригеса смотрелся необычайно свежо и инновационно, несмотря на то, что режиссёр по сути практически покадрово перенёс на экран первоисточник под чутким руководством самого Миллера. Визуальная стилистика оригинального комикса оказалась очень кинематографичной, что неудивительно, ведь она в свою очередь очевидно была позаимствована из классических нуаров. Чёрно-белая картинка с редкими вспышками красной краски, умелая работа с хромокеем, отличные актеры, напряжённая история и море самого разного насилия. В «Городе Грехов» было всё то, за что мы так любим нуар. Оказалось, что этот жанр ничуть не утратил своей актуальности и по-прежнему может заинтересовать зрителя. Продолжение, вышедшее спустя почти десять лет, получилось заметно хуже. Слишком уж Родригес затянул с ним, снимая совершенно необязательные сиквелы к «Детям шпионов».

Сейчас нуар в кино нельзя назвать популярным. Какие-то жанры воскресают, например, вестерн. Какие-то бьются в предсмертных конвульсиях, вроде пеплума. Нуар же находится где-то посередине. Концентрированных нуаров сейчас практически не снимают. Режиссёры предпочитают ограничиваться небольшими стилистическими вкраплениями, либо общими типами персонажей и атмосферой. Но нет-нет, да и выйдет фильм, который хоть и с определёнными оговорками всё же можно назвать нуаром. Взять хотя бы «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна, который сочетает стилистику неонуара с классическим для 40-х годов сюжетом, при этом ещё и смутно напоминает уже упомянутого «Таксиста». Или совсем экзотического зверя — болгарский социалистический неонуар — фильм «Дзифт». Да, вы не ослышались. Несмотря на то, что нуар по сути изобретение американское, как оказалось он очень хорошо ложится на почву постсоветских реалий. В картине Явора Гырдева есть все привычные элементы — чёрно-белая картинка, мрачный город, жестокость и роковая красотка. При этом у фильма есть свой собственный неповторимый колорит.

В сериалах сейчас примерно схожая ситуация. Чистых нуаров нет, но про стилистику данного жанра никто не забыл. Яркие примеры — сериалы HBO «Настоящий детектив» и «Однажды ночью» — мрачные и суровые детективные истории, в которых всё — от визуальной составляющей до образов главных персонажей — дышит нуаром.

Ну и конечно не стоит забывать про игры, в которых тоже хватает место мрачности и напряженной атмосфере. Игры в стиле нуар сейчас делают мягко говоря не часто, но от того и ценнее каждый новый проект: что классические Max Payne и Mafia, что недавние This is the Police и Renoir. Для любителей стратегий есть Omerta: City of Gangsters. Нравится напряжённое повествование и саспенс — есть Fahrenheit, а для владельцев Nintendo DS ещё и Hotel Dusk: Room 215. Из динамичных экшенов, помимо тех же «Макса Пэйна» и «Мафии», можно ещё выделить Spider-Man: Shattered Dimensions. Ну а любители квестов всегда могут найти для себя игру вроде Post Mortem или The Wolf Among Us. И так далее, и так далее. Если посмотреть, то нуарных игр было сделано достаточно, но выходят они не так часто, как нам бы хотелось.

Возможно нуар подобно вестернам вскоре тоже обретёт второе дыхание и начнут массово производиться фильмы, книги, игры и комиксы. Кто знает. Важно понимать одно — данный жанр за свою почти вековую историю успел пережить несколько взлётов и падений, не раз менялся до неузнаваемости, но по-прежнему занимает важное место в сердцах фанатов. Авторами прошлого нам оставлено богатое наследие, в котором можно копаться практически бесконечно, исследуя нюансы стиля, построения сюжета и образов персонажей. Если же нуар снова окажется в трендах, мы будем только рады. Надеемся только, что для этого не потребуется новая война или очередное социальное потрясение.

L.A. Noire OST — Main Theme

Hollywood Saxons — Im your man

L.A. Noire OST — New Beginning

Andrew Hale & Fly — J.J

Claudia Brucken Feat. The Real Tuesday Weld — Guilty

Hollywood Saxons — It's You

L.A. Noire OST — Redemption

L.A. Noire OST — New Beginning

Poets of the Fall — Late Goodbye