Нуар. Всё, что вы хотели знать | Часть 1/2

Нуар. Всё, что вы хотели знать | Часть 1/2

Что приходит на ум обычному человеку, когда он слышит слово «нуар»? Прогнивший тёмный город, продажные полицейские, безжалостные преступники, роковые красотки и лихо закрученные криминальные истории. Всё это так, но за свою почти вековую историю этот жанр кино и литературы претерпел довольно много изменений, оброс различными ответвлениями и поджанрами, а его элементы можно встретить в самых различных книгах, фильмах, комиксах и видеоиграх. Нуар в его первоначальном понимании и нуар сегодняшний — практически два самостоятельных явления, связанные между собой лишь базовыми элементами и условностями. Каждое новое произведение, каждый новый автор привносили в него что-то своё, играя с визуальной стилистикой, атмосферой, персонажами и сюжетами. К выходу атмосферного платформера Renoir, рассказывающего драматичную историю мёртвого детектива Джеймса Ренуара, мы хотим вспомнить, как зарождался самый стильный и мрачный жанр, берущий свои корни из детективной литературы времён Великой депрессии.

Что приходит на ум обычному человеку, когда он слышит слово «нуар»? Прогнивший тёмный город, продажные полицейские, безжалостные преступники, роковые красотки и лихо закрученные криминальные истории. Всё это так, но за свою почти вековую историю этот жанр кино и литературы претерпел довольно много изменений, оброс различными ответвлениями и поджанрами, а его элементы можно встретить в самых различных книгах, фильмах, комиксах и видеоиграх. Нуар в его первоначальном понимании и нуар сегодняшний — практически два самостоятельных явления, связанные между собой лишь базовыми элементами и условностями. Каждое новое произведение, каждый новый автор привносили в него что-то своё, играя с визуальной стилистикой, атмосферой, персонажами и сюжетами. К выходу атмосферного платформера Renoir, рассказывающего драматичную историю мёртвого детектива Джеймса Ренуара, мы хотим вспомнить, как зарождался самый стильный и мрачный жанр, берущий свои корни из детективной литературы времён Великой депрессии.

Первоначально «нуаром» называли особую разновидность «крутых» детективов, появившихся на полках книжных магазинов Америки в 20-е годы прошлого века, в эпоху Великой депрессии и сухого закона. Их отличал криминальный напряжённый сюжет и грубая натуралистичная манера повествования. В плане стилистики прародителями нуарной литературы можно считать Эрнеста Хемингуэя и Джона Дос Пассоса. Авторы нового жанра в литературе взяли на вооружение их язык и добавили к нему натурализм в описании насилия и секса, социальную проблематику, мотив саморазрушения, обилие сленга и ненормативной лексики, несколько новых типов персонажей, вроде уже упомянутых роковых женщин, и приправили всё это обилием сцен курения и употребления алкоголя. Другой отличительной чертой данных книг, выделявшей их среди гор разномастных детективов, стал особый тип главного героя. Это был не служитель закона, частный детектив или, к примеру, ведущий собственное расследование журналист, а непосредственно вовлечённый в акт правонарушения человек: преступник или даже жертва. Персонажи эти, как правило, были людьми довольно несимпатичными, обладающими ярко выраженной девиантной моделью поведения.

Довольно долгое время такого рода литература была сугубо нишевым продуктом — на любителя. Нуарные романы и рассказы печатали в различных бульварных журналах вроде «Чёрной маски», а также издавали отдельными дешёвыми изданиями в мягкой обложке. Настоящего пика популярности данный жанр достиг только в 50-х — 60-х годах. Тогда романы 20-х — 30-х годов стали массово переиздавать.

Основателем нуара сейчас приято считать американского писателя Корнелла Вулрича. Такие его книги как «Невеста была в чёрном», «Вальс в пустоту» и «Срок истекает на рассвете» считаются классическими «чёрными романами». Другим важным автором жанра является Уильям Бернетт, который в 1929 году опубликовал один из первых нуарных романов «Маленький Цезарь». Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет тремя отцами-основателями нуара Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера и Росса Макдональда.

Возникновение нуара не прошло бесследно и для другого важного явления американской культуры — комиксов. В 1939 году в 27 номере Detective Comics впервые появляется один из самых мрачных и по-настоящему «нуарных» супергероев — Бэтмен. В его образе, биографии и антураже отчётливо чувствуется влияние «чёрных» крутых детективов. Брюс Уэйн по сути — жертва преступления, у него на глазах убили его родителей, поэтому он вынужден восстановить справедливость и правосудие своими руками. При этом Бэтмена нельзя со стопроцентной уверенностью назвать положительным персонажем. В комиксах он убивал людей, игнорируя своё главное правило, сходил с ума и становился маньяком, а также избивал и всячески калечил не только врагов, но и своих союзников вроде Робина. Не стоит забывать и про место действия — Готэм, город как будто срисованный со страниц лучших нуарных романов. Он полон различного отребья и продажных копов, в нём зашкаливает уровень преступности, трущобы соседствуют с богатыми зданиями.

Существует и масса других нуарных комиксов. За восемь лет до Бэтмена на страницах американской газеты Detroit Mirror вышел первый комикс о детективе Дике Трейси. Произведения с данным персонажем совмещали в себе не только «чёрный» детектив, но и шпионский триллер, и боевик. Сейчас интерес к нуару в комиксах не ослабевает. Любой поклонник этого вида искусства сходу назовёт вам и «Город Грехов» Фрэнка Миллера и серию Marvel Noir.

Однако большинство людей узнали об этом жанре благодаря различным фильмам, поток которых не ослабевает и по сей день. Сам термин «нуар» впервые появился во Франции. В 1946 году кинокритик Нино Франк запустил в обиход выражение «film noir», позаимствовав его из книжной серии Марселя Дуамеля Serie noire. Однако стать термином, подразумевающим под собой фильмы со схожими чертами и интонацией, нуар смог только в 1955 году, когда во Франции вышла книга Раймона Борде и Этьена Шаметона «Панорама американских кинонуаров», моментально ставшая невероятно популярной в среде любителей кино. Автор в своем труде проанализировал целый ряд фильмов от «Мальтийского сокола» до «Обнажённого города», многие из которых были экранизациями книг уже упомянутых американских писателей, и впервые попытались определить, что же это за новый зверь появился в искусстве кино. По их мнению, для нуарных фильмов была характерна атмосфера мрака, кошмара и безысходности, обилие насилия и сцен эротического содержания. Киноведы по сути констатировали, что из бульварных американских романов 20-х — 30-х годов вырос новый стиль в кинематографе, находящийся не столько в плоскости полицейского или гангстерского жанров, сколько предлагающий «новые криминальные приключения» или «новую криминальную психологию».

С помощью кино нуар выбрался из андерграунда, перестав быть исключительно массовым «бульварным» развлечением. К данному стилю обращались великие мастера, такие как Альфред Хичкок или Орсон Уэллс, а знаменитые образы «роковых красавиц» воплощали на экране многие голливудские дивы: от Риты Хейворт до Джин Тирни.

Период классического нуара приходится на 40-е и 50-е годы. К данному времени это уже полностью сформировавшийся художественный стиль, со своими особенностями и спецификой киноязыка. История почти всегда была запутанной, с множеством сюжетных поворотов. Большинство сцен в подобных картинах снимали в ночное время либо намеренно затемняли картинку, придавая происходящему больше мрачности. На это также работала монохромная картинка. Операторы часто очень нестандартно выставляли кадр, экспериментируя с углами съёмки. Свет, как правило подавался вертикальными линиями, через жалюзи, и напоминал прутья решётки. Герои любили растворяться в тени, тем самым подчёркивая своё единство со средой обитания. Все эти эксперименты пришли в исконно американское кино благодаря немецкому экспрессионизму, в частности из работ режиссёра Фрица Ланга, таких как его триллер «М».

Первым «чистым» нуаром в кино принято считать картину «Мальтийский Сокол» Джона Хьюстона, поставленную по одноимённому роману Дэшила Хэмметта, который вышел на экраны в 1941 году. Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого циничного героя и образ расчётливой корыстной женщины, раз за разом предающей его. Всё это, вкупе с мрачной стилистикой и напряжённым повествованием, резко контрастировало с белым и пушистым жизнерадостным Голливудом с его неизбежными хэппи-эндами.

Однако широкое признание кинообщественности пришло к нуарам только в 1944 году, когда вышел фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». Картина не только стала знаковой для жанра, но и закрепила за науром право называться серьёзным кино. В следующем году фильм получил сразу семь номинаций на «Оскар». Ранее подобная ситуация была невозможна. Голливуд всегда был очень консервативен и фильмы некоторых жанров, например, ужасы считались несерьёзными и не могли претендовать на столь престижную награду. С этого момента производство фильмов в стилистике нуара было поставлено на поток.

Это было весьма кстати, ведь подобные картины были очень созвучны духу времени, ознаменованному приходом в жизнь простых американцев Второй Мировой Войны и необходимостью осознания того, что жизнь очень мрачная и жестокая штука. А, как мы уже отметили, в литературе данный жанр появился в другое крайне нелегкое для страны время. Так что ситуация складывалась весьма символичная.

Большой спрос на нуар и массовое его производство заставили сценаристов работать с самыми разными источниками. Так в подобных картинах, в титрах, стали появляться не только авторы «крутых» детективов, но и вполне серьёзные писатели. В 1946-м на экраны выходит фильм «Убийцы» Роберт Сьодмака по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Речь в нём идёт о двух киллерах, которые приезжают в провинциальный городок с целью убить бывшего боксёра и грабителя Оле Андерсена. Это происшествие приводит к череде событий, связанных с прошлым убитого и его деньгами. Несмотря на простую литературную основу в виде короткого рассказа, структурно этот фильм — один из самых сложных в своём жанре. Нелинейное повествование, сопровождаемое одиннадцатью флэшбеками и не до конца раскрытыми характерами персонажей, превращает «Убийц» в настоящее произведение искусства, туманное и загадочное.

Другим примером сотрудничества нуара и серьёзной литературы можно считать фильм «Крайний срок — на рассвете» Харольда Клёрмана. В его основе лежит криминальный роман Корнелла Вулрича, но за адаптацию первоисточника ответственен известный драматург Клиффорд Одетс. Действие разворачивается на улицах ночного Нью-Йорка, где молодой моряк должен до утра найти убийцу женщины, чтобы снять подозрения с себя и своевременно явиться на службу. Хоть критики отметились не вполне лестной реакцией, это всё-таки наглядный пример того, как ещё вчера нишевый и непопулярный жанр начал привлекать серьёзных авторов.

Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении, и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Подобный подход очень хорошо сочетался с принципами гиперреализма, заложенными ещё в романах 20-х — 30-х годов. Наиболее значимыми среди таких лент стали «Объезд» Эдгара Ульмера и «Перекрестный огонь» Эдварда Дмитрыка.

Время шло. Эпоха классических нуаров не могла длиться вечно. Постепенно американское общество приходило в себя после войны, жизнь налаживалась и надобность в мрачных и суровых картинах отпадала. К концу 50-х нуар был практически полностью вытеснен из кинотеатров такими жанрами как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.

Новая волна нуара захлестнула кинотеатры 70-х после уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме.  Социальные потрясения вновь пробудили у зрителя интерес к мрачным фильмам. Однако новые картины уже мало походили на классические нуары 40-х. Жизнь вокруг изменилась, и кино как вид искусства чутко отреагировало на эти изменения. Так появился неонуар.

L.A. Noire OST — Minor 9th

L.A. Noire OST — Slow Brood

L.A. Noire OST — Noire Clarinet

L.A. Noire OST — Main Theme

Cowboy Bebop — Goodnight Julia

Terence Blanchard — Love Theme From Chinatown

Chet Baker — Tenderly

Cowboy Bebop — Cosmos