На ковёр! «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

На ковёр! «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

Перед нами зрелищный аттракцион, с корнями в Диснейленде, от которого не стоит ждать глубин уровня Достоевского. Хотите глубины — смотрите Ингмара Бергмана. Эслем Сандберг и Хоаким Роннинг пошли по беспроигрышной схеме: необходимо вернуть дух и стремительность прежних «Пиратов Карибского моря», убрать из франшизы наносное и ненужное и снова, по прошествии десятилетия и больше, увлечь зрителя.

Сейчас это может показаться странным, но «Пираты Карибского моря» с нами уже без малого 14 лет — первый фильм о похождениях капитана Джека Воробья вышел 9 июля 2003 года, и оказался прямо-таки громом среди ясного неба в тихой гавани тогдашнего приключенческого кино.

К тому времени исчезли классические боевики 80-х и 90-х годов, с настоящими крутыми парнями. Арнольд Шварценеггер ушел в губернаторы, закатилась звезда Жан-Клода ван Дамма, Дольф Лундгрен если и снимался, то в низкобюджетных и не стоящих внимания фильмах, а тоскующий по старым добрым временам настоящих Кинобоевиков Сильвестр Сталлоне и вовсе запустил франшизу «Неудержимые», метко прозванную в народе «Старики-разбойники», поскольку снимались там киногерои безвозвратной ушедшей и, чего уж говорить, великой эпохи приключенческого кинематографа.

Жанр пребывал в очевидном кризисе и реанимировать его не смогли ни Гай Ричи, снимавший черные комедии о похождениях лондонских мелкоуголовных элементов, ни появление Джейсона Борна, с его бесконечными идентификациями и превосходствами, ни перезапуск «Звездных войн», которые, говоря откровенно, не столько приключения, сколько сказочная фантастика.

И вот на сцену выходят «Пираты Карибского моря» студии «Дисней» — успех был совершенно оглушительный, даже несмотря на то, что идея фильма была подобрана авторами буквально на ровном месте — в светлую голову сценариста Тэда Эллиота пришла отчасти безумная мысль создать историю на базе одноименного водного аттракциона «Пираты Карибского моря» в Диснейленде, а продюсер Джерри Брукхаймер, хоть и покрутил сначала пальцем у виска, но за идею зацепился — а вдруг выгорит? Выгорело, да еще как! Риск себя оправдал — при бюджете 140 миллионов долларов первые «Пираты» собрали 650 миллионов, и это только в прокате, без распространения на дисках.

Определенным риском было и назначение режиссера — мало кому известного тогда Гора Вербински, ранее снявшего не самого популярного «Мексиканца» с Брэдом Питтом и ужастик «Звонок». Однако, в портфолио Гора Вербински имелась его дебютная лента –комедия «Мышиная охота» от 1997 года, где он показал себя небанальным и остроумным автором, сумевшим создать из примитивного сюжета охоты на мышку в загородном доме настоящий триллер. Джерри Брукхаймер сделал ставку и сорвал джек-пот. Талант Гора Вербински в области эксцентрической комедии сделал «Пиратов Карибского моря» такими, какими мы их знаем.

Ну и наконец главной находкой оказался Джонни Депп в роли Джека Воробья. Заметим, что капитан «Черной жемчужины» исходно представлялся сценаристами как герой второго плана, а на первый план выходил Орландо Блум в роли Уильяма Тернера, но это было слишком банально и шблонно — герой-красавчик, несчастная любовь и прочие избитые штампы, которые превратили бы «Пиратов» в очередной проходной фильм по данной теме. Джонни Депп немало удивил и продюсеров и режиссера самостоятельно «слепив» своего персонажа, подражая в походке, жестикуляции и манере речи гитаристу группы «Роллинг Стоунс» Киту Ричардсу известному своей крайне нестандартной и экстравагантной манерой поведения и нелепыми выходками, тысячекратно обсуждавшимися в прессе.

Если Брукхаймер и Вербински однозначно поставили на Джонни Деппа, уже тогда являвшегося звездой практически первой величины, то у исполнительных продюсеров возникло недоверие и сомнения — что это за карикатура на экране? Как зритель воспримет эти кривляния, дрэды, подведенные глаза, и безумный взгляд? И вообще, Джек Воробей гомик или алкоголик? Этот ненормальный разрушает всю картину! Нет и еще раз нет! На что Депп ответил буквально следующее: «Это мой выбор и вы знаете, как я работаю. Доверьтесь мне». Доверились, и не прогадали.

После грандиозного успеха «Черной жемчужины» последовали сразу два сиквела, «Сундук мертвеца» и «На краю света», по мнению критиков вполне удачные и собравшие по миру в общей сложности около 2 миллиардов долларов, при суммарном бюджете в 550 миллионов. В 2011 году следует резкий провал — из франшизы уходят режиссер Гор Вербински, а так же исполнители ведущих ролей Орландо Блум и Кира Найтли, четвертая серия «На странных берегах» получает негативные отзывы критиков, но сборы остаются на прежнем уровне — зритель по привычке шел в кинотеатры...

В 2013 году была анонсирована пятая часть и фанаты серии отнеслись к этому известию с недоверием и скепсисом — если «Дисней» продолжит ту же тоску и скукотень, что и в четвертом фильме, это будет означать, что сага о Джеке Воробье умерла окончательно. Надо уметь вовремя остановиться.

В итоге из-за многочисленных проблем во время съемок, — от финансовых, до сценарных, — новая картина «Мертвецы не рассказывают сказки» появилась только в конце мая 2017 года, и зрительская аудитория вздохнула с облегчением: они вернулись! Все вернулись! Ну, если честно, почти все — а главное, капитан Джек Воробей, без которого «Пираты Карибского моря» вовсе даже и не пираты, а унылое скопище пьянчуг и грязных оборванцев.

Джерри Брукхаймер, как неизменный продюсер, вновь решил поставить на режиссеров в США малоизвестных, и прежде всего не голливудских: норвежцев Эслема Сандберга и Хоакима Роннинга, авторов самого кассового за всю историю Норвегии фильма «Кон-Тики». Норвежцы, видимо отдавая дань своей древней «морской крови» внезапно смогли полностью передать дух и атмосферу классической первой части. Роннинг и Сандберг справедливо рассудили, что неуспех «Странных берегов» крылся в отрыве от стилистики франшизы — да, красиво, местами зрелищно, отличные спецэффекты. Но не хватает главного: ветра в лицо, драйва, адреналина и хорошего юмора. Пираты Карибского моря» прежде всего не должны быть мрачными и скучными.

И вот тут-то норвежские режиссеры развернулись от души — уж чего-чего, а драйва с адреналином в «Мертвецах» с избытком. Давайте не будем забывать, что жанр серии относится не только к приключенческому кино как таковому, но еще и к fantasy — да-да, именно fantasy, с некоей квазиисторической реальностью. Это как «Властелин колец», только по другой тематике — здесь обязаны действовать могучие мистические силы, волшебство, нельзя обойтись без монстров и чудовищ. Всего этого и раньше хватало с переизбытком, однако нынешние режиссеры и сценарист Джефф Натансон решили, что хорошего много не бывает, и полностью оправдали надежды зрителя.

Единственный нюанс: сценарий подкачал в сфере персонажей, поскольку в прошлом «Пираты» строились в основном вокруг невероятно харизматичных героев, новых героев, появляющихся с каждой следующей серией. Является ли это неким реверансом в сторону политкорректности или чистой случайностью, но в «Мертвецах» главной героиней оказывается очень прогрессивная и свободно мыслящая, помешанная на астрономии барышня Карина Смит в исполнении Каи Скоделарио. Против Карины выступает весь консервативный и замшелый мир традиционных ценностей, это ужасающее и косное патриархальное общество! Не побоимся этих слов — мужские шовинистические свиньи, начиная от необразованной солдатни орущей в адрес образованной и современной мадемуазель «Лиходейка!» и заканчивая наглым объявлением на дверях местного астронома: «Вход собакам и женщинам воспрещён»! Главная героиня, при всех ее феминистских достоинствах — вечная обиженка, чья индивидуальность бесстыдно попирается всеми остальными, включая даже капитана Джека Воробья, который, заметим, всегда был обходителен с дамами. Ну и главное огорчение Карины — в партнеры ей достается откровенный фрик, помешанный на невероятных сказках, с которым ученой дамочке приходится выстраивать хоть какие-то отношения...

Впрочем, не будем огорчаться — ведь с нами снова Джек Воробей и его команда с духом легкой и не очень сумасшедшинки, а поклон в сторону необузданного феминизма сочтем шуткой. Канва первых фильмов тщательно и добротно сохранена: никаких терзаний и рефлексий, в центре событий должны находиться пираты, со всей их безответственностью, отвязностью и очевидной искрой безумия, древние и страшные легенды, таинственные артефакты и очередная дорога капитана Джека Воробья ведущая к разрешению его же собственных проблем, в которые он почти мистически впутывает всех остальных. Новые персонажи тут требуются исключительно как приправа к основному блюду и не мешают Джонни Деппу вернуться в его родную стихию полубезумия-полулихости перед лицом хитроумной и каверзной судьбы.

Да, будем честны — старые персонажи, Барбосса, Воробей, Гиббс, — оттягивают на себя внимание от новичков, но эти самые новички служат неплохим, пусть и мало запоминающимся фоном. Да, новая серия нам не предложила почти ничего нового: мы наблюдаем все тех же пиратов, — условно «хороших» и условно «злобных», но это столь же весело и драйвово как и десять с лишним лет назад. А если рассматривать «Пиратов Карибского моря» именно как аттракцион, как феерическую сказку, как мир бесконечных приключений, загадок и вообще «иную реальность», то «Мертвецы не рассказывают сказки» получаются своего рода извинением Джерри Брукхаймера как продюсера за провальный четвертый фильм. Смотрится бодро, живо и без малейшего желания уйти из кинозала.

Да, бесспорно, есть и некоторые проседания в сравнении с прошлым, но ни не слишком существенны. Это почти римейк первой «Черной Жемчужины» — есть Он и есть Она, то есть упомянутая выше ученая барышня и тот самый фриковатый парнишка, потомок неудачливого Тёрнера. Да, без Джека Воробья и хитроумного квеста им не воссоединиться и не построить, простите, свою любовь. Ничего нового? Да, ничего особенно нового. Это нормально.

И тем не менее не следует забывать, что перед нами зрелищный аттракцион, с корнями в Диснейленде, от которого не стоит ждать глубин уровня Достоевского. Хотите глубины — смотрите Ингмара Бергмана. Эслем Сандберг и Хоаким Роннинг пошли по беспроигрышной схеме: необходимо вернуть дух и стремительность прежних «Пиратов Карибского моря», убрать из франшизы наносное и ненужное и снова, по прошествии десятилетия и больше, увлечь зрителя.

Получилось, и неплохо — старые-добрые «Пираты Карибского моря» наконец-то вернулись, а копаться в мелких недочетах, отдельных странностях и нестыковках мы предоставим другим. Картина добротная, смотрибельная и, разумеется, «Мертвецы не рассказывают сказок» займет свое место рядом с классическими фильмами этой серии.

Оценка GSTV — 9 из 10.