Гранд-финал Wargaming.net. Как это было? (репортаж GSTV)

Гранд-финал Wargaming.net. Как это было? (репортаж GSTV)

С 4 по 6 апреля в самом центре Варшавы проходил Гранд Финал Лиги Wargaming.net -- проще говоря, что-то вроде заключительного этапа Чемпионата Мира по World of Tanks с призовым фондом в триста тысяч долларов. В боях за право называться самыми крутыми танкистами, тяжеленный трофей под кодовым названием «Монолит» и чек на кругленькую сумму сошлись четырнадцать лучших команд со всего света. Grand Final Wargaming League

С 4 по 6 апреля в самом центре Варшавы проходил Гранд Финал Лиги Wargaming.net — проще говоря, что-то вроде заключительного этапа Чемпионата Мира по World of Tanks с призовым фондом в триста тысяч долларов. В боях за право называться самыми крутыми танкистами, тяжеленный трофей под кодовым названием «Монолит» и чек на кругленькую сумму сошлись четырнадцать лучших команд со всего света.

Но пятничное апрельское утро в польской столице началось не с танковых залпов и сообщений о том, что броня не пробита, а с пресс-конференции, на которой выступили глава Wargaming.net Виктор Кислый, начальник киберспортивного подразделения eSports в Европе и Северной Америке Мохаммед Фадл и вице-мэр Варшавы Михаил Ольшевский. eSports — это специальное управление Варгейминга, эдакая компания внутри компании, созданная для организации всевозможных турниров и чемпионатов и развитию «Мира Танков» как кибер-дисциплины. Возникновение eSports было обусловлено экстремально быстрыми темпами роста количества игроков в World of Tanks: в 2012-ом, судя по данным статистики, в «танки» профессионально играло около тридцати тысяч геймеров, но на конец следующего, 2013-го года, в мире было зарегистрировано целых сорок тысяч команд, которые опробовали свои силы в тысяче с лишним чемпионатов — грубо говоря, это три мероприятия в день. Такие внушительные цифры не могли быть проигнорированы руководством компании: чтобы как-то систематизировать и упорядочить жизнь киберспортивного сообщества, облегчить жизнь игроков-профессионалов и материально простимулировать участие команд в турнирах и было создано подразделение eSports. Однако, развивая это направление и вкладывая в него колоссальные суммы, Wargaming не забывает и о простых игроках.

01,07 «Миллион сто тысяч россиян играли в танки одновременно… и мы продолжаем получать новых игроков»

01,09 «Основа нашего бизнеса — это не просто привлечение новых игроков.… как только мы это перестанем делать, нам будет очень плохо»

Помимо прочего, Виктор поделился с нами секретом успеха своей компании:

1,12 «Каждодневная кропотливая работа — другого ответа нету…. Кашки покушал, и за работу»

Но вернемся к танкам. Сразу после пресс-конференции начались бои. Из четырнадцати команд-участниц к основному этапу плей-офф сразу были допущены лишь шесть, остальные же восемь должны были в схватках определить двух сильнейших. Именно этому противостоянию и был посвящен первый день. По итогам стычек в двух групповых этапах ко второму дню мероприятия были допущены польская команда Lemming Train и россияне Red Rush Unity, в то время как Team Wusa, Synergy, SIMP, NOA, Energy Pacemaker и U Are Dead полностью выбыли из борьбы за Гран-При.

Во второй день Гранд Финала сражения продолжились. На этот раз первый проигрыш во встрече не был для команд фатальным, а просто перемещал их из основной сетки в подсетку лузеров. Корейская ARETE и китайцы из JL E-Sports Club были выбиты из турнира уже в первых раундах. Польская Lemming Train успела поучаствовать в трех боях, однако не смогла пробиться дальше второго этапа даже несмотря на горячую поддержку фанатов: судя по очередям, желающих попасть на матчи «домашней команды» турнира было едва ли не больше, чем жаждущих самолично узреть решающий бой за чемпионский титул. Ну, а яростный блицкриг американской команды Fnatic был безжалостно остановлен российской Virtus.pro, после чего в подсетке лузеров их абсолютно неожиданно добили филиппинцы PvP Superfriends. В итоге к последнему дню состязаний оказались допущены лишь четыре команды, три из которых — представители русского кластера сообщества World of Tanks.

Также во второй день нас свозили в Варшавский музей бронетанковой техники. Там представители прессы из разных стран смогли посмотреть на всякие самолеты и танки (в том числе на ставшего всемирно знаменитым благодаря World of Tanks «малыша» Renault FT-17), полазать по экспонатам, покататься на бронетранспортере и даже пострелять: правда, не из настоящего огнестрельного оружия, а из пневматических копий для страйкбола. Желающие также могли залезть в башню многотонного стального монстра, попробовать зарядить пушку и убедитьcя в том, что труд настоящего, а не виртуального танкиста — это адская работенка: «болванка» весит около тридцати килограммов и подается в ствол вручную (гильза, собственно, после выстрела извлекается также не автоматически). При этом скорострельность машины должна составлять около семи выстрелов в минуту! В узком стальном колодце и одному-то развернуться негде, а ведь экипаж танка составляет четыре человека. В общем, всего за несколько минут мы успели изрядно вымотаться и измазаться машинным маслом, так что если вы вдруг раздумывали о карьере танкиста — подумайте хорошенько еще раз.

На третий день были назначены решающие сражения: всего четыре схватки, зато какие! Заключительный раунд плей-оффа, определяющий одного из участников финала; два решающих матча подсетки «лузеров», по итогу которых должен был выявиться второй финалист; и, конечно же, итоговый бой за звание чемпиона мира по World of Tanks. В первой стычке последнего дня чемпионата Virtus.pro победили Na’Vi со счетом три-два, отбросив их в сетку к проигравшим командам. Там Natus Vincere поджидали парни из Red Rush Unity, одержавшие победу над филиппинской командой PvP Superfriends в третьем раунде подсетки «лузеров». Кстати, несмотря на то, что PvP не заняли места на пьедестале, именно они больше всего запомнились публике и, пожалуй, по праву могли бы получить приз зрительских симпатий: их уже упомянутая встреча с американцами Fnatic оказалась одной из самых захватывающих битв турнира, а харизматичный лидер команды по кличке Бэтмен наверняка надолго запомнился любому, имевшему удовольствие лицезреть его выступления.

Но вернемся к тройке сильнейших. Na’Vi, опустившиеся в подсетку команд, потерпевших одно поражение, выигрывают со счетом 3–1 у Red Rush Unity и таки попадают в финал, где второй раз за день встречаются с «виртусами». Причем на этот раз у Virtus.pro с самого начала есть преимущество в одно очко, поскольку они дошли до решающей битвы ни разу не проиграв. В первой же схватке Na’Vi одерживают победу и сравнивают счет, после чего зрителей ожидает три нудноватых раунда, окончившихся вничью. Судьбу гран-при определила финальная битва в режиме «Штурм», не допускающем ничьей. «Виртусы» нападали, «нави» защищались и, в итоге, таки смогли вырвать победу из рук оппонентов. В результате Na’Vi получили тот самый «Монолит» (огромный трофей весом около тридцати килограмм), эксклюзивные часы Hugo Boss для каждого члена команды и чек на сумму шестьдесят тысяч долларов.

Подводя итоги можно смело сказать, что первый Гранд Финал удался: он выглядел и ощущался как настоящее спортивное мероприятие самого высокого уровня. И хоть игроки не бегали по полю, а неподвижно сидели перед экранами мониторов, гоняя вместо мяча виртуальные танки, в остальном все выглядело не хуже, чем чемпионат мира по хоккею или Лига Чемпионов УЕФА.

0,54 «Киберспорт захватывает мир. Дайте еще парочку лет, и, я уверен, мы будем соревноваться за эфир с футболом или баскетболом»

Схватки на разных языках обсуждали сразу несколько дуэтов комментаторов, события транслировались в прямом эфире на весь мир при помощи сервиса Twitch. В перерывах между раундами действия игроков обсуждали эксперты и приглашенные гости, ну, а зрителей развлекали всякими конкурсами и забавными рекламными роликами. Конечно, целого стадиона болельщиков в этом году не собралось, но все же далеко не маленький кинозал торгового центра Zloty Tarasy во время некоторых встреч был переполнен.

Помимо некоторых несущественных и недостойных упоминания огрехов в организационной части, небольшие нарекания есть только, скажем так, к основному содержанию мероприятия. Бой в World of Tanks может быть как насыщенным действием и спецэффектами боевиком, так и занудным кемперством, совмещенным с игрой в прятки, продолжительностью 10 минут. И поскольку ставки были чрезвычайно высоки, команды часто осторожничали и не спешили порадовать зрителей полным взрывов адреналиновым безумием. В Wargaming знают об этой проблеме и планируют сделать игру более динамичной, причем помочь в этом им должны все те же киберспортсмены.

00,56 «Топовые игроки пойдут к нам на контракт, будут давать нам фидбек, что бы нам еще улучшить. … Год от года все будет только круче»

Также не исключено, что в следующем году к списку дисциплин Лиги может добавиться и World of Warplanes, обладающая абсолютно другой механикой — самолеты все время находятся в движении, так что затаиться «за краем облака», выжидая появления противника тут не получится. Однако «варгейминги» не собираются насильно продвигать свое второе детище в киберспорт: тут все зависит только от самих игроков. Захотят соревноваться на профессиональном уровне и объединяться в команды — будут и турниры, и солидные призы, и все прочее. Нет — продолжим наблюдать за танковыми боями. Ведь как показала первый опыт, Гранд Финал — это отличное зрелище