9 самых мясных шутеров

9 самых мясных шутеров

В этом году заскучавшие было ценители старого доброго «мяса», то бишь брутальных шутеров старой школы, смогли, наконец, расчехлить свои дробовики и, поведя вокруг счастливым взглядом с поволокой, радостно вздохнули. Во-первых, исполнилось 15 лет старине Крутому Сэму. Во-вторых, вышел новый DOOM, и он оказался не попыткой номер пять подстроиться под современные тренды в целом и под Call of Duty в частности, что вполне могло бы случиться, не прими Bethesda волевое решение его полностью переделать. DOOM получился именно что классическим злым и кровавым боевиком про изощрённые расправы над демонами. В-третьих, Gearbox решила перевыпустить Duke Nukem 3D, чтобы ностальгически вырвать мир из лап пришельцев, по дороге сражаясь с монстрами и спасая девушек. В ближайшие минуты мы хотим вспомнить девять самых «мясных» шутеров в истории.

Duke Nukem 3D

Первые две части Duke Nukem были двухмерными платформерами, но в 1996 году Джордж Бруссард и его 3D Realms решили дать свой «ответ Чемберлену» и выпустили собственный трехмерный шутер. И получился у них не клон Doom и Quake, а нечто совершенно уникальное. Если игры id Software — это суровые и жестокие шутеры, пусть и не лишенные определенной иронии, то Duke Nukem 3D — откровенная угарная пародия с массой отсылок к разным фильмам и весёлыми шуточками. В главной роли — один из самых харизматичных и узнаваемых героев видеоигр в истории, спецагент правительства США, любитель женщин, выпивки и сигар, обладатель квадратного подбородка, прически под Дольфа Лундгрена и богатой изощрённой фантазии, равняться с которой может только его не менее богатый словарный запас. Всю игру Дюк Нюкем преследует коварных инопланетян, которые крадут американских женщин, чтобы использовать их как инкубаторы, обещает оторвать негодяям голову и, простите, опорожниться им в глотку. И предупреждает — «Никто не смеет красть наших цыпочек и оставаться при этом в живых!» Врагов он натурально мочит в сортире, в стрип-клубах и в суши-барах, а также на Луне и на околоземной орбите. Дюк может заказать стриптиз, убить механического Микки-мауса и лично наблюдать, как финальный босс, огромная инопланетная матка, прямо в бою натурально рожает новых миньонов. Среди других врагов — знаменитые свинокопы, какие-то летающие мозги, ящерицы с пулеметом и куски слизи. Дюк уменьшает их в размерах и давит ногами, замораживает и разбивает как сосульки или, наоборот, увеличивает, пока те натурально не лопнут… Впрочем, несмотря на весь этот цирк с конями, Duke Nukem 3D — это ещё и брутальный бодрый шутер с кучей новых идей, где мы могли использовать джетпак, плавать под водой с аквалангом, сражаться с транспортными средствами и отвлекать врагов собственной голограммой. Именно Duke Nukem 3D открыл нам волшебный мир жестоких избиений и добиваний в ближнем бою, чем сейчас активно пользуется новый Doom…

Жаль, но следующая игра серии, Duke Nukem Forever, превратилась в грандиозный долгострой и миф, а когда всё-таки стараниями Gearbox вышла в 2011-ом, то оказалась игрой слишком устаревшей, глючной и неудобной. Хотя всё такой же хулиганской, веселой и брутальной…

 

Shadow Warrior

Авторы Duke Nukem 3D в 1997 году выпустили ещё один культовый экшен — Shadow Warrior. Здесь тоже было много насилия, крови, чёрного юмора и сексуального подтекста. А сюжет рассказывал о том, как Ло Ванг, киллер и телохранитель на службе мафии, сражается со своими бывшими боссами, чтобы помешать им призвать в этот мир демонов. Это был одновременно весёлый, брутальный и очень сложный экшен. Даже самые простые враги могут убить героя с двух-трёх ударов в ближнем бою. В отместку их можно лихо смачно расчленить на части.  В сражениях с врагами используется как холодное, так и огнестрельное оружие. Можно даже воевать с помощью оторванной головы демона, выпуская из неё файерболлы. Или сжимать сердце потрошителя, выдавливая из него кровь и призывая таким образом себе на помощь двойника. Кроме того, Shadow Warrior стала едва ли не первым шутером, где можно управлять транспортом и даже использовать его в сражениях, чтобы давить врагов.  В 2013 году вышел ремейк от польской студии Flying Wild Hog. Там авторы замечательного шутера Hard Reset ещё выше подняли градус мясистости Shadow Warrior — здесь всё такой же веселый и циничный Ло Ванг художественно расчленяет на куски толпы супостатов. В его арсенале помимо привычных вещей вроде катаны и дробовика можно найти лук, стреляющий взрывчаткой, ракетницу с лазерным наведением и кучу другого стильного, зрелищного и веселого оружия. И всё это можно прокачивать. Ванг также научился использовать мистические силы, чтобы защищать себя и парализовывать врагов. А в октябре 2016-го те же разработчики выпустили прямое сюжетное продолжение — Shadow Warrior 2. Спустя пять лет после событий оригинальной игры Ло Ванг здесь предстаёт ещё более жестоким и умелым убийцей. Литры кровищи, горы расчленённых тушек и море фирменного юмора — всё это приправлено элементами Diablo. Здесь есть прокачка, возможность добавлять разные стихийные эффекты оружию и процедурно-генерируемые уровни. При желании уничтожать и унижать демонов можно и в кооперативе на четверых человек. В результате Shadow Warrior 2 напоминает угарную помесь Hellgate: London, Borderlands и собственного оригинального ниндзя-мочилова.

 

Blood

Студия Monolith Productions, пока ещё не занялась всякими MOBA-стратегиями по мотивам популярных вселенных, любила делать игры, где много крови, страха и боли — вспомните F.E.A.R., Alien vs Predators 2, Condemned Criminal Origins. А началось это порочное увлечение в раннем детстве студии, когда в 97-ом году она выпустила один из самых мрачных и мясных шутеров в истории — речь, конечно, про Blood. Игра была сделана на движке Duke Nukem 3D, и здесь тоже было много иронии и отсылок к разным фильмам, например, к «Ворону» с Брендоном Ли в главной роли, и даже к трагедиям Шекспира. Но юмор этот был преимущественно чёрным, а вместо стриптизёрш главный герой по имени Калеб готов был поиграть с... самим Дюком Нюкемом, точнее с его растерзанным трупом, который он может обнаружить на одном из уровней. Столь суровый характер объясняется просто — Калеб к моменту начала игры 20 лет как мертв, а виноваты в этом культисты, поклоняющиеся Чернобогу. Причем этому древнеславянскому богу тьмы они поклонялись не где-нибудь в лесах под Вязьмой, а в США. Действие Blood разворачивается в альтернативной истории, в 20-ые годы прошлого века. Наш Калеб, даром что не Гамлет, влюбился в прекрасную Офелию и под порочным влиянием любимой вступил в религиозную секту Чернобога. И вскоре всё это закончилось трагедией — почти шекспировской. По наущению самого тёмного божества культисты убили Калеба и Офелию. И принялись сеять по альтернативной Америке нехорошее, недоброе и невечное. Через 20 лет Калеб восстаёт из мёртвых, чтобы поочередно убить ближайших приспешников Чернобога, а потом добраться и до него самого. Но по пути придётся уничтожить толпы зомби, культистов, крыс, пауков, адских псов, горгулий и даже священников. Действует Калеб при этом с особой жестокостью — насаживает врагов на вилы, разрывает на куски прямым дуплетом из обреза, взбадривает пушкой Теслы, поджаривает из самодельного огнемета, взрывает динамитом. В общем жжёт напалмом — причём в прямом смысле, ведь в его арсенале есть такое оружие как напалмомёт. Кроме того, как и герои постдумовских шутеров Heretic и Hexen, Калеб может использовать магическое оружие и артефакты — например, посох, похищающий души врагов и даже куклу Вуду. У каждого оружия есть альтернативный режим огня. А ещё тут можно убивать мирных горожан, чтобы пополнить своё здоровье. Хорошая, согласитесь, игра…

Через год вышла вторая часть, Blood 2: The Chosen, действие которой разворачивается через сто лет после убийства Чернобога и вынуждает сражаться со вконец обнаглевшими культистами в будущем. Но там уже было много самоповторов, и такого успеха как первая часть сиквел не имел.

 

Серия Doom

10 декабря 1993-го года на ftp-сервер университета Висконсина компания id Software выложила бесплатную версию Doom. Несмотря на то, что она состояла только из одного эпизода, игра тут же получила огромную популярность.

В первую очередь Doom цеплял сочетанием непрерывного экшена и достаточно сложных, интересных и динамично меняющихся уровней. Популярность игре также принесли большой арсенал интересного и необычного оружия, возможность создавать полноценные модификации и появление первого в мире соревновательного мультиплеера — именно в Doom дебютировал знаменитый и по сей день самый популярный режим Deathmatch. Ну, и конечно, игра поражала своей жестокостью, брутальностью и мрачной атмосферой. Мы играли за безымянного космодесантника, который сначала сражается с демонами на одном из спутников Марса, на Фобосе, а потом и сам отправляется непосредственно в Ад.

Соответственно, в Doom было множество демонических и даже сатанинских символов и названий, а среди врагов встречались всякие зомби, бесы, призраки, кибердемоны, летающие души, бароны ада и прочие инфернальные чудища. Расправлялся с ним наш герой жёстко и жестоко: в его арсенале среди прочего есть знаменитая бензопила, ракетомет и культовая BFG9000, то есть «большая гребанная пушка», одного выстрела из которой достаточно, чтобы превратить практически всех врагов в помещении в кровавые ошмётки.

Через год, в 94-ом, выходит продолжение Doom 2: Hell on Earth. Уже из его названия следует, что на этот раз наш безымянный космодесантник сражается с демонами непосредственно на Земле — хотя в финале ему всё равно снова придётся спуститься в Ад.

Потом, в 2004-м, поступила третья часть, которую особенно впечатлительные товарищи называют самой мрачной и страшной игрой в мире. Действительно, используя новые технологии и множество хоррор-сцен на движке, разработчики создали очень атмосферный, пугающий экшен, где на вас часто нападают со спины. При этом в очень, очень тёмных закрытых помещениях заброшенной марсианской базы нельзя одновременно использовать оружие и фонарик, что придаёт происходящему особое напряжение на грани визга и истерики… Конечно, появились новые возможности, новые враги, боссы и новое оружие вроде демонического Душекуба. Однако суть игрового процесса не изменилась — это был всё тот же олдскульный мясной шутер про жестокие сражения с демонами и сошествием в Ад с бензопилой и старой доброй BFG наперевес…

Продолжение знаменитой серии нам пришлось ждать ещё 12 лет. Разработка шла очень тяжело — прогресс всё это время не стоял на месте, появились новые мегапопулярные экшены вроде Call of Duty и Battlefield. К тому же из компании ушел Джон Кармак, а саму студию купила Bethesda. Концепцию несколько раз меняли, в какой-то момент работы вообще пришлось начинать заново, но в итоге авторы решили сохранить классический динамичный геймплей и брутальный дух оригинала. И, как вы уже все знаете, не прогадали…

 

Серия Quake

Первая часть Quake вышла в 1996 году и стала такой технологически улучшенной версией Doom, перешедшей практически в полное 3D. В остальном всё примерно то же — с поправкой на более разношерстную тематику, совмещающую тёмное фэнтези, средневековый антураж, готику и научную фантастику. Мы последовательно проходим уровни, ищем ключи и секреты, подбираем броню, аптечки и патроны, открываем двери. И, конечно же, жестоко и безжалостно отстреливаем всякую нечисть. Сюжет такой же прямолинейный и суровый, и фактически стремится к нулю: в качестве безымянного солдата мы должны остановить легионы смерти, которые прут на военную базу через телепортационные врата. А для этого придётся пройти через эти врата на территорию врага в другом измерении и показать ему там, где демоны зимуют. Подкрепляет всё это наш герой квадратным подбородком, твёрдой рукой и суровым арсеналом. Врагов можно расстреливать из гранатомета, ракетомёта и даже гвоздомёта. Или же просто рубить в кровавые ошмётки топором. В том же 96-ом вышла сетевая версия Quake World, после чего фактически зародился киберспорт со всеми этими турнирами, профессиональными командами, внушительными призовыми фондами и выигранными у Джона Кармака «Феррари». Через год вышла Quake 2, но это была во многом другая игра, схожая с оригиналом лишь названием. Здесь более сложный сюжет с необходимостью даже выполнять какие-то осознанные задания руководства, враги сложнее и умнее, а арсенал оружия и артефактов больше и разнообразнее. Появилась, например, знаменитая «рельса» и улучшенная версия BFG из Doom. Сюжетным продолжением этой игры стал Quake 4, вышедший в 2005-ом, где всё вышесказанное было умножено на современные по тем временам технологии и некоторые модные тренды. Ну, а невероятный сетевой потенциал серии воплотился в игре Quake 3 Arena, которая увидела свет в 99-м. Благодаря сочетанию дикой взрывной динамики, брутальности, а также необходимости знать и грамотно использовать особенности карт и оружия, она на долгие годы стала главным кибеспортивным шутером.

 

Unreal Tournament

В 1999-ом году студия Epic Games, наконец, довела до ума сетевую часть Unreal и выпустила культовый мультиплееный боевик Unreal Tournament, который смог на равных соперничать с Quake 3: Arena и собрал массу наград как игра года. Это был злой брутальный динамичный и по-настоящему мясной шутер про то как на аренах будущего сражаются охотники за славой.

В игре шикарный арсенал оружия, открывающий массу самых разных способов убийства ближнего своего. До сих пор вспоминается, как разрывались враги на кровавые ошмётки от прямого попадания из «флака», то бишь из Flac Cannon, этакой помеси дробовика и гранатомёта.  Или как мгновенно сносит башку диском, выпущенным из «Потрошителя», под громогласное восклицание диктора «HEADSHOT!». Как заряжаются ракеты в рокетлаунчере и вылетают пучком сразу по шесть штук. Но самый смак — это лично управлять зарядом термоядерной установки и разорвать его прямо в гуще врагов, собирая овации, проклятия, фраги и восхищённое восклицание невидимого диктора «M-m-m-m-m-monster kill!!!!» А ещё тут есть бензопила и отбойный молоток.

Но при всём при этом брутально-кровавом великолепии, Unreal Tournament — это ещё и достаточно серьёзный, тактический и почти умный шутер с интересными режимами и шикарными картами. Тут очень грамотный и интересный дизайн уровней — некоторые сражения проходят на корабле или, например, на несущемся поезде. Вы должны знать особенности уровней, а также грамотно использовать пушки, чтобы, например, достать спрятавшегося за углом нуба рикошетом зарядов, выпущенных из «флака». Кроме того, Unreal Tournament прославился своими умными ботами, которые вели себя не как какие-то футуристические роботы и монстры, а почти как люди — к тому же они точно так же матерились, радовались и иронизировали, как и живые игроки. Более того, можно настраивать поведение ботов. Естественно, последовали продолжения — Unreal Tournament 2003, Unreal Tournament 2004, а крайней на сегодня частью является Unreal Tournament 3, которая вышла в 2007-ом году. Там, понятно, добавлялись новые технологии, режимы и виды оружия. В Unreal Tournament 2004 серьезно вырос масштаб происходящего и появилась даже техника. А сейчас Epic Games работает над новой версией, базирующейся на Unreal Engine 4.

 

Серия Serious Sam

Первые две серии Serious Sam, вышедшие в 2001-2002 годах, фактически возродили жанр классических олдскульных шутеров, который до этого несколько лет лежал в коме. Никому до этого не известные хорваты из Croteam взяли за основу перестрелки в духе Quake, хулиганский ироничный дух Duke Nukem 3D, добавили новые технологии, открытые пространства, командные упражнения в кооперативе и собственную неземную фантазию. А ещё взвинтили темп — в Serious Sam против вас выступают вот уж действительно толпы врагов. Причём многих нужно ещё успеть уничтожить, пока они не добежали до вас — например, знаменитых безголовых камикадзе, которые с дикими воплями несутся на вашего героя, чтобы подорваться вместе с ним. Откуда и как раздаются эти вопли — непонятно, головы-то нет! Вообще юмора, иронии и пародии тут не меньше, чем сумасшедших врагов и кровищи. Главный герой, титульный накачанный мужчина по прозвищу «Крутой Сэм», отправляется в прошлое, в древний Египет, чтобы остановить вторжение на Землю инопланетного негодяя Ментала с планеты Сириус. Там ему в числе прочих противостоят электрорыбы, быки-оборотни, гарпии, биомеханоиды и чёрт знает кто ещё. Сэм расстреливает их из минигана, ракетницы и даже из корабельной пушки, которую можно… носить с собой. При этом он периодически подшучивает над игроком и над своими коллегами из других игр, переругивается с вмонтированным ему в мозг ИИ, забредает на съёмочную площадку, где снимался предыдущий кусок игры. А в начале второго эпизода его летающую тарелку, отправившуюся на Сириус, случайно таранят на летающем паровозе сами разработчики… Во втором эпизоде действие переносится в джунгли Центральной Америки, и вечер окончательно перестаёт быть томным: к корабельной пушке добавляется огнемёт, бензопила «Дружба» и очень «серьёзная бомба». В 2005 году выходит полноценная вторая часть, в которой «Крутой Сэм» добирается, наконец, до Сириуса. Тут всего больше: врагов, оружия, юмора и изощрённой фантазии разработчиков. Например, среди противников можно встретить минотавра на гусеничном ходу, а в арсенале теперь есть Клюдовик — зеленый попугай с бомбой на шее. Кроме того, Сэм тут может использовать транспорт и даже оседлать… динозавра. Ну, а в третьей части, которая вышла в 2011-м, он снова отправляется в прошлое — Serious Sam 3: BFE это приквел к оригинальной игре. Темп в некоторых местах замедляется — появилась возможность прицеливаться, перезаряжаться, кое-где даже попадаются загадки. Но в целом это всё тот же весёлый и задорный боевик, ставший к тому же ещё более брутальным. Здесь Сэм, прямо как в новом Doom, может убивать некоторых врагов голыми руками — например, оторвать голову, вырвать глаз или сердце и кинуть его в другого противника. Серьёзно разозлили парня, в общем…

 

Painkiller

Все мясные шутеры предполагают зверские, кровавые и эффектные способы расправы над врагами. Но, пожалуй, именно Painkiller и его последователи от тех же разработчиков — мы про Necrovision и Bulletstorm, конечно — возвели это в ранг настоящего виртуального искусства. Первая часть Painkiller от польской студии People Can Fly вышла в 2004 году и сразу стала заметным событием, настоящей отдушиной для всех ценителей старого доброго и хорошо прожаренного мяса. Как и в Doom, события разворачиваются в Аду, где на отдельных тематических аренах нужно сражаться с полчищами всяких демонов, вампиров, зомби, гулей, адскими гончими и прочей нечистью. В качестве боссов выступают генералы войска Люцифера, ближайшие его соратники. Ну и самого падшего ангела в финале, понятно, тоже нужно одолеть. Всё это главный герой Дэниэль Гарнер должен сделать для того, чтобы, наконец, воссоединиться со своей женой в Раю — дело в том, что за 30 лет до событий игры они вместе разбились насмерть в ДТП, но Дэниэль по каким-то причинам застрял в Чистилище. И, видимо, застрял не просто так — ведь он оказался большим искусником в плане нанесения тяжких телесных повреждений. Игроку в Painkiller доступны действительно зверские и колоритные орудия убийства. О чём говорить, если даже основное оружие в игре, титульное «болеутоляющее», представляет собой в буквальном смысле мясорубку — вместо ствола тут наконечник из сложенных лезвий. А ещё тут, например, были знаменитый коломёт, прибивающий монстров к стенам, и электрошокер, стреляющий сюрикенами. У каждого ствола есть альтернативный режим стрельбы. Благодаря этому ракетомет тут плавно превращается в ручной пулемёт, коломёт — в гранатомет, а дробовик начинает замораживать врагов. И самое интересное — для усиления поражающей мощи оба режима можно комбинировать, выстрелив, например, колом по летящей гранате. Все это превращало игру в брутальный, динамичный и в то же время достаточно умный шутер, где нужно грамотно использовать особенности каждой пушки. Точно так же с умом нужно использовать и карты ТАРО, которые покупаются между уровнями — они дают временные или постоянные бонусы, которые можно активировать в сражении. Наконец, в Painkiller ещё можно модифицировать пушки, выполнять особые задания, пройдя, например, уровень с одним оружием, и даже превращаться на время в бессмертного демона, собрав достаточное количество душ павших врагов. Игра получилась отличной, но с продолжениями ей не повезло: практически все дополнения, аддоны, расширения и прочие вариации на эту тему, выпускавшиеся в течение аж 8 лет, были на голову ниже первоисточника. Более-менее приличным получился HD-ремейк Painkiller: Hell & Damnation, который в составе студии The Farm 51 делали многие из тех, кто работал и над оригиналом. Вышел он в 2012-ом — здесь появился новый сюжет, новая графика, новые враги, переработанные уровни из оригинала, а также кооператив и соревновательный мультиплеер.

 

Bulletstorm

Между тем, People Can Fly в 2011 году при поддержке Epic Games выпустили ещё один адреналиновый экшен в традициях старой школы, в котором использовались многие идеи из Painkiller, но всё подавалось более иронично и бесшабашно, по-хулигански… По своему духу Bulletstorm вообще чем-то напоминает Duke Nukem — благо главный герой тоже любит выпить, а некоторые виды оружия, например, многоствольный дробовик, являются отсылкой именно к той легендарной игре. Действие Bulletstorm разворачивается в будущем, в 26-ом веке. А играем мы за Грейсона Ханта, который стал космическим пиратом и спился после того, как узнал, что по заказу коварного генерала Виктора Саррано на самом деле убивал невинных людей. В процессе отмщения и поиска злодея Хант попадает на самую опасную в галактике планету, где ему приходится сражаться с разными мутантами, монстрами и элитными солдатами генерала Саррано. Расправляется он с ними такими видами оружия и такими способами, что ему позавидовал бы и герой Painkiller. Тут есть, например, снайперка с управляемыми пулями, гранатомет, стреляющий двумя гранатами с шипами, перевязанными цепью, и шахтерский инструмент под названием Пронзатель — он выплёвывает в противников маленькие свёрла. Плюс, конечно, огромный миниган. При этом практически каждый ствол имеет альтернативный режим стрельбы — как правило, очень зрелищный и вот уж действительно мясной. Так, карабин «Миротворец», основное оружие в игре, в альтернативном режиме выпускает мощный зажигательный снаряд, который превращает противника в скелет с догорающими кусками плоти. А альтернативный режим снайперской винтовки Скальпировщик позволяет в замедленном времени управлять телами врагов, в которых попали разрывные пули — так их можно направить к другому противнику и подорвать обоих. Кроме того, в Bulletstorm используется уникальная система так называемых скилшотов. За творческий подход к убийству врагов, например, за попадания в голову, расчленёнку или массовое убийство одним выстрелом, а также за самые зверские и убойные комбинации разных режимов оружия мы получаем специальные очки. Они идут на открытие новых пушек и их модификацию. Разработка Bulletstorm 2 была отменена из-за нежелания Epic Games тратить большие деньги на одиночный шутер, но, вероятно, сиквел всё же выйдет. Студия People Can Fly отсоединилась от Epic Games и стала полностью независимой. А ещё она сохранила за собой права на торговую марку Bulletstorm и делает какой-то проект на базе Unreal Engine 4. В том, что это именно возрождённая Bulletstorm 2, не сомневается даже Клифф Блежински, дизайнер оригинала — он уверен, что поляки доведут проект до релиза.

Serious Sam 3 BFE — Hero

Megadeth — Duke Nukem Theme

Duke Nukem 3D — Grabbag

The Prodigy — Invaders Must Die

Shadow Warrior 2013 — Demonic Invasions

SludegeHammer — Organ Harvester

Doom 2016 — Flesh & Metal

Quake 2 — Operation Overlord

Quake 2 — Quad Machine

Serious Sam — Fight 2

PainKiller — Bridge

Painkiller — Cathidral Fight

POD — BOOM (BLACKMAN REMIX)

Bulletstorm — Bulletstorm Theme

Limit Break — Collateral Damage