9 из 10! «Секретные материалы» — обзор 11-го сезона сериала

9 из 10! «Секретные материалы» — обзор 11-го сезона сериала

Сегодняшний обзор о наболевшем, друзья! Устали мы слушать, что Скалли недостаточно рыжая, а у Малдера кончились зелёные человечки, и решили разобраться, что же не так с новыми «Секретными материалами». Разбираться стали на примере двух последних сезонов: скажем вам по секрету, они отличаются друг от друга похлеще, чем два полнометражных фильма. Хотя нет: тут тоже есть хороший, и есть плохой. В процессе выяснилось, что однозначности нам не видать, и мы подошли к вопросу с позиции фанатов и объединили тех, кто возмущается, и тех, кто остаётся верным последователем. В общем, в случае с этим сериалом, все его минусы способны быть и его плюсами — и наоборот. Странно? Ещё бы, это же «Икс-файлс», поэтому и обзор у них соответствующий. Все плюсо-минусы новых «Секретных материалов» по мнению GSTV. 

Сегодняшний обзор о наболевшем, друзья! Устали мы слушать, что Скалли недостаточно рыжая, а у Малдера кончились зелёные человечки, и решили разобраться, что же не так с новыми «Секретными материалами». Разбираться стали на примере двух последних сезонов: скажем вам по секрету, они отличаются друг от друга похлеще, чем два полнометражных фильма. Хотя нет: тут тоже есть хороший, и есть плохой. В процессе выяснилось, что однозначности нам не видать, и мы подошли к вопросу с позиции фанатов и объединили тех, кто возмущается, и тех, кто остаётся верным последователем. В общем, в случае с этим сериалом, все его минусы способны быть и его плюсами — и наоборот. Странно? Ещё бы, это же «Икс-файлс», поэтому и обзор у них соответствующий. Все плюсо-минусы новых «Секретных материалов» по мнению GSTV.

 

«Монстры недели» vs «Мифология»

Пожалуй, это тот самый камень преткновения для создателей и для зрителей, привыкших, что в двадцать с лишним серий умещается тысяча историй. «Монстрами недели» называются серии со сквозными мотивами, дополняющими, а иногда и игнорирующими основную сюжетную ветку. В предыдущей практике Икс-файлс такими сериями разбавляли серьёзный сюжет с Курильщиком и инопланетным заговором, составляющий мифологию этой вселенной. Но тут вдруг Картер решил уйти в малую форму и оказалось, что не работает: с ручной кладью в Норильск не уедешь.

В десятом, шести-серийном сезоне, это была настоящая катастрофа: шесть серий следовало посвятить основной интриге, которую Малдер и Скалли пытаются раскрыть уже добрую четверть века. Вместо этого Крис Картер отдал инопланетянам первую и последнюю серии сезона, не потрудившись никоем образом связать их в середине. Вот и вышло, что Малдер и Скалли на несколько недель просто забыли о том, что у них там назревает апокалипсис, а потом внезапно кинулись всё исправлять. Случается такое, когда у тебя сценарий написан на коленке. Ну серьёзно, Крис, за пятнадцать-то лет ничего лучше не придумал?

 В одиннадцатом сезоне на это есть десять серий, и «монстры недели» очевидно к месту, их даже больше, чем сюжетной ветки. Потому что… сейчас расскажем, в чём тут дело.

 

Прошлое vs Будущее

Одиннадцатый сезон очень удачно меняет тон повествования со своих глобалистких замашек на личную драму, потому что в итоге «Секретные материалы» - сериал, идеально отвечающий времени. Что они сменили направление, было ясно ещё в десятом сезоне, когда почти все инопланетные заговоры заменили человеческим фактором и монстры стали людьми. Малдер очень хорошо пошутил по этому поводу: «Пока нас не было, Скалли, все загадки уже разгадали». Серьезно, если задуматься над этим, то неожиданно получится, что в 90-ые мир был другим, тогда еще Плутон был планетой. И как бы во всех этих дивных новых знаниях смотрелась неразбавленная основная ветка с погоней за зелеными человечками? Было бы ещё хуже. Что хорошо для 90-ых, плохо для настоящего — уже почти 2020 на дворе, не стыдно вам привязываться к одному образу мышления?

Минус здесь даже не в том, что инопланетяне исчезли как основная линия, а в том, что всё-таки не исчезли до конца — это парадокс, да, мы знаем. Потому что те серии, которые пишет сам Картер, он пишет именно про них, про основную мифологию, а они выходят скучными, абсурдными и не проработанными. За одиннадцать сезонов он столько всего там навертел, что теперь не знает, как распутать без очередной порции нравоучений, заунывных объяснений или абсурда, от которого все фанаты хватаются за голову и орут «кто здесь чей сын?!» Кажется, Картер сам это понимает — вот и сводит эпизоды с мифологией к минимуму. Линию закрыть бы хорошо, но лучше никак, чем плохо.

Есть еще один прекрасный полуигровой намек на то, что происходит: большая часть «Секретных материалов» выходила под заголовком «Истина где-то там» и отражала основную сюжетную ветку — расследование Малдера, связанное с инопланетянами. То, что творится с заголовками сейчас (если вы не заметили, они меняются от серии к серии) — не иначе игра от создателей, как будто они сами не хотят, чтобы новые Икс-файлс имели отношение к старым. Это такое разрешение воспринимать все это как сайд-стори, приятное дополнение, и не быть буками тем, кто хочет навечно сохранить воспоминания из девяностых.

 

Они стары vs Они суперстары

Десятый сезон заставил всех недоумевать над событиями, произошедшими в промежутке повествования: почему Малдер и Скалли разбежались, почему не ищут сына, почему не видятся совершенно, зачем им возвращаться в Секретные Материалы, если им это уже давно неинтересно, как их вообще туда пустят, если никто их не любит и они скомпрометированы? И наравне со множеством вопросов было совершенно неясно, как они умудрились сохранить то, на чём строился оригинальный сериал — их эмоциональная связь и вечная игра в верю-не верю. Почему после всего пережитого Скалли по-прежнему скептик? Почему они вообще не обсуждают совместное прошлое? Почему не ищут сына, а если и ищут, то только для создания лекарства? В общем, было ощущение, что Картер старается вернуть статус-кво к сезону эдак пятому, что в высшей степени нелепо смотрелось. Ну не могут люди не меняться!

 Одиннадцатый сезон тем временем существенно шагнул вперед в этом плане: тут все подвержены некоторой сентиментальности и делают шаги, друг к другу или просто ближе к разгадке. Скалли всё время смотрит в будущее и спрашивает «а что потом?», и это в итоге то, что развивает их с Малдером отношения, как не смогли десять сезонов до этого, пока они неустанно гонялись за инопланетянами. Этот сезон гораздо больше про личное, про уходящее время и саморефлексию. Даже Малдер уже не так сильно привязан к секретным материалам: это видно хотя бы по тому, сколько времени агенты проводят в своём подвале и здании ФБР — практически нисколько. Они то уютно спят дома, то ужинают в ресторане, то гуляют где-то на природе, а дела раскрывают не столько для продвижения по сюжету, сколько для внутреннего развития. В общем да, Духовны и Андерсон, несмотря на все эксперименты инопланетян, постарели конечно, но теперь, с изменением фокуса, это ощущается очень правильным.

 

Актуализация vs «Хочу как было!»

Да-да, мы хотим еще раз это повторить, чтобы стало ясно, мы всеми руками за развитие и совершенно не понимаем людей, которые говорят, что «Секретные материалы» уже не те. Вы вот просто представьте, как бы смотрелась на современном телевидении бесконечная погоня за зелеными человечками? Как мы вообще можем сочувствовать Малдеру, если у нас у всех мышление Скалли, и верить никто особо не хочет, а когда хочет, то не может? Вот и создатели это прекрасно понимают и всячески актуализируют контент.

Уже звучали идеи, что захватчиков стоит ждать вовсе не из космоса, или что не стоит бояться выдуманных монстров, когда есть люди. И такая смена полюсов не обязательно должна считаться предательством и отречением — это называется актуализация.

Не зря же агенты постоянно иронизируют над прошлым. «Помнишь то дело про ходящие камни, Скалли? Оказалось, это просто тающий лёд», - говорит Малдер. В 90-ые, наверное, они чувствовали себя как в эпоху Великих географических открытий: может, до этого на неизведанную территорию и совались вполне успешные викинги, но Картер был Колумбом, а все остальные ТВ-шоу плясали вокруг него как индейцы.

Теперь загадочного столько, что давить на прошлое нет никакого смысла, и все разбираются с проблемами настоящего. Есть, например, серия, где почти за час реального времени, Малдер и Скалли вступают в диалог максимум три раза. То есть, за всю серию они произносят не больше восьми связных предложений и всё свободное время общаются с телефонами и активируют автомобили голосовой командой. Сам Духовны говорил в интервью, что сериал может и должен идти в ногу со временем. Нам вот это нравится.

 

Так абсурдно, что смешно vs не смешно, а какой-то абсурд

Вообще, с юмором даже в провальном десятом сезоне все было неплохо: серия «Малдер и Скалли встречают монстра-оборотня» оказалась не только чрезвычайно остроумной, но и объяснила существенную часть подхода создателей к новому миру Икс-файлс — проще говоря, это была самая удачная серия за сезон.

Теперь стало даже лучше. Основная составляющая юмора Икс-файлс — остроумные диалоги двух агентов — снова нас радует. Монотонные разговоры десятого сезона сменились бодрыми совещаниями по делу с позиции верующего и скептика, в которых Малдер и Скалли время от времени меняются местами — чтобы не было, как прежде. Серия под сложным названием «Забытая эстетика испарины на лбу» вообще одна из самых смешных за всю историю сериала. Там много флеш-бэков из давних серий, еще больше остроумных и незаметных отсылок к другим, намёки на существование параллельных вселенных, которые нам давно уже дают в титрах, и все та же чудесная нотка ностальгической иронии. Вот так одиннадцатый сезон, покровительственно и снисходительно, оглядывается на всё то, что было, прекрасно понимая, что всё было хорошо, что это всё нельзя забыть. Ну, или если вы смотрели серию и помните, в чём там дело, можно… 

 Раньше, правда, были совершенно фансервисные моменты, вроде танцующего под грибами Малдера, или чьих-то сексуальных фантазий со Скалли в главной роли, но, на радость всем, теперь «Блудливая Калифорния» совсем закончилась. Скалли вон тоже порадовалась и выбросила игрушку из секс-шопа в мусорку.

 

 Сам Скиннер vs Отношение к Скиннеру

Что Скиннер делал в десятом сезоне? Сидел на должности помощника директора, как и всё время до этого. В общем-то, к этому сводился почти весь его сюжет.

Наверняка, у вас частенько возникал вопрос, почему Малдер и Скалли относятся к своему начальнику так пренебрежительно и предвзято, учитывая, что именно он всегда спасал их задницы? Время от времени он невольно пособничал мировому заговору, это правда, но в итоге всегда возвращался на светлую сторону силы. Однако в большинстве случаев наши борцы за справедливость считают, что Скиннер им что-то должен до сих пор, хотя именно из-за них повышение ему не светило никогда. После всего того, что он сделал — даже пенсия не светила, и ему ещё повезло, что в отставку не отправили. В общем, мы это к чему: Уолтер совершенно незаслуженно задвинутый персонаж.

И вот свершилось, теперь мы наконец-то узнаем подробности о его прошлом, о службе во Вьетнаме и частично даже о том, какую роль он играет в конфликте между Курильщиком, Малдером и Скалли. Хотя все претензии агентов к начальнику всё ещё попахивают нарциссизмом: чего это он каждый раз не мчится помогать им, таким хорошим, когда они, попирая все правила ФБР и большую часть принципов тайных обществ, предотвращают очередной апокалипсис? Ну да ничего: есть помощник директора — и ладно.

 

Неоспоримые плюсы

Да, мы оставили напоследок то, что никогда не исчезнет из «Секретных материалов» и продолжит радовать фанатов, когда всё остальное радовать уже не будет: актёры и атмосфера.

С первым всё более-менее понятно. Мы вот даже не знали, радоваться ли Дэвиду и Джиллиан в десятом сезоне. Они были милыми, но каким-то вялыми, но теперь, кажется, всё же проснулись: в Духовны ощущается былой задор, он даже бегает быстро, Андерсон разрешили сыграть Скалли с немного другого ракурса — и вот в итоге у нас опять недостающий химический элемент. Химия между актёрами не просто сильна, а зашкаливает то ли в силу сюжета, то ли от того, что мы забыли уже просто, как круто они это делали. Да, из этих отношений ушел элемент загадки, но, во-первых, пора бы уже, а, во-вторых, наконец-то появилась надежда, что Малдер не будет грустным и одиноким в старости. Наверное.

Атмосфера же, хоть порядком и подрастеряла фирменный саспенс, не лишилась главного: духа загадки, когда финал каждой серии заставляет воображение работать. И ты сидишь такой, смотришь в экран и пытаешься понять, нам хотели сказать, что это правда было, или все просто опять уснули в огромной грибнице, вызвавшей галлюцинации? Так что как бы ни исходили на пену поклонники старых-добрых, нам всё еще оставляют свободу выбора: быть нам Малдером и хотеть верить, или быть нам Скалли и подвергать всё сомнению. Как известно, истина где-то там. А какими путями к ней идти — это уже личное дело каждого.

Мы одиннадцатым сезоном более, чем довольны: 9 баллов. А вы там решайте сами.