7 лучших симуляторов бога

7 лучших симуляторов бога

15 лет назад вышла игра Black & White от Питера Мулинье — своей необычной концепцией она привлекла внимание даже тех, кто не любил стратегии, толком ничего не слышал о симуляторах бога и не знал, что такое Populous. Сейчас такие игры почти не делают, поэтому мы решили вспомнить лучших представителей этого непростого жанра — может быть, кто-то откроет их для себя и ощутит, как трудно быть Богом... 

15 лет назад вышла игра Black & White от Питера Мулинье — своей необычной концепцией она привлекла внимание даже тех, кто не любил стратегии, толком ничего не слышал о симуляторах бога и не знал, что такое Populous. Сейчас такие игры почти не делают, поэтому мы решили вспомнить лучших представителей этого непростого жанра — может быть, кто-то откроет их для себя и ощутит на себе, как трудно быть Богом...

Серия Populous

В 1989-ом году студия Питера Мулинье под названием Bullfrog Productions выпустила игру, которая фактически основала новый жанр — симулятор бога. В Populous на протяжении 500 уровней мы выступаем в качестве божества, которое ведет своих последователей против неверных — те управляются, соответственно, другим богом. Чтобы победить их, нужно увеличивать количество сторонников, а для этого приходится выступать в качестве крепкого хозяйственника — вести застройку территории, возводить здания. Правда, управлять напрямую подопечными нельзя. Более того, в Populous впервые появились элементы терраморфинга — некоторые участки земли нужно сначала выравнивать, чтобы потом построить там что-нибудь. Вообще, ландшафт и различные пейзажи на картах — пустыни, скалы, снег и так далее — прямо влияли на игровой процесс. Ну, и, конечно, не обошлось без по настоящему божественных возможностей. Используя свою нечеловеческую силу и тратя на нее ману небесную, игрок мог вызывать землетрясения, создавать вулканы и творить прочие чудеса. Во второй части, вышедшей в 1991-ом году, количество подобных разрушительных возможностей, то бишь божественных заклинаний, значительно увеличилось — как и количество карт, и качество графики. А мы уже выступали в роли вполне конкретного бога — Зевса. И помогали ему взойти на вершину Олимпа, одолев по пути других божественных конкурентов. Третья часть серии вышла в 1998-ом году под названием Populous: The Beginning. Игра перешла в полное "три3дэ" и предложила уже покорять целую звездную систему — мы путешествовали от одной планеты к другой и на каждой наша шаманка, лидер племени, должна была покорить соседей с помощью своих последователей и, естественно, с помощью разрушительной магии. В игре также использовался полностью изменяемый ландшафт.

Серия Dungeon Keeper

За год до третьей части Populous, то есть в 1997-ом году, от Bullfrog Productions вышла еще одна игра в этом жанре, но назвать ее, скорее, хотелось симулятором не бога, а черта, ну или там дьявола. В Dungeon Keeper мы управляли своими последователями и боролись с конкурентами, выступая в роли рогатого, злобного хранителя подземелья. Его цель — собрать в своих подземных чертогах всяких тварей и монстров и с их помощью победить других хранителей, а также разорить на карте мира окрестные земли добрых людишек. Кроме того, приходится давать по кумполу светлым героям, которые периодически спускаются в логово — можно ставить ловушки, спускать на них злобных миньнов, пытать, бросать в тюрьму, использовать различные заклинания, в общем делать все, чтобы они не добрались до сердца подземелья и разрушили его. В отличие от Populous, Dungeon Keeper — игра менее серьезная, а местами даже и откровенно шуточная. Все происходящее весело комментирует невидимый рассказчик, подопечных нужно кормить цыплятами и даже можно превращать какое-нибудь существо в цыпленка. И тем не менее, игровой процесс проработан очень серьезно, открывая массу интересных возможностей — вплоть до превращения игры в шутер, когда вы вселяетесь в одного из подопечных и начинаете бегать по казематам с видом из глаз. Самое главное — практически все существа, которые приходят к вам на службу, обладают своими повадками и даже своим характером. Более того, некоторые не уживаются друг с другом. И вам приходится выполнять определенные условия — возводить для них специальные постройки, мастерские там или библиотеки, кормить, следить за настроением и учитывать, что колдуны ненавидят вампиров, а сексапильная госпожа с плеткой никогда не придет к вам, если не поставите камеру пыток. Впрочем, игрок и сам с помощью костлявой руки судьбы всегда может отшлепать подопечного, чтобы тот быстрее работал. Сиквел вышел через 2 года: там появилась полностью трехмерная графика, второй ресурс, мана, новые комнаты (например, казино), новые существа, заклинания и герои. С тех пор мы каждый год ждем третью часть Dungeon Keeper, но пока не дождались. А вот разнообразные клоны и последователи выходят регулярно, но пока повторить успех оригинала никому из них не удалось.

Серия Black&White

В 2001 году со стапелей все той же Bullfrog Productions сходит игра Black&White — она стала своеобразным продолжением и развитием идей, заложенных Питером Мулинье в Populous и Dungeon Keeper. Здесь мы тоже выступаем в качестве божества, которое управляет — правда, не напрямую — своим племенем последователей, расположенном на небольшом острове. И точно также в процессе особое внимание уделяется божественной магии — с ее помощью можно, например, вызывать дождь для ускорения всхода урожая, добывать ресурсы силой мысли или, наоборот, пускать молнии и огненные шары, уничтожающие все на своем пути. Для активации заклинаний приходится рисовать в воздухе определенные символы. Как и в Populous, для сотворения этих чудес нужна мана, а увеличить и восполнить ее можно, увеличив число последователей — точнее, тех, кто в данных момент молится вашему божественному величеству в специальном храме. Там же можно приносить жертвоприношения — например, принести в жертву ребенка, чтобы мгновенно восполнить запас маны. А можно этого и не делать. Именно наличием выбора между добром и злом Black&White и отличается от предыдущих игр Bullfrog Productions, предваряя в этом смысле моральные дилеммы в серии Fable. Практически в каждой ситуации можно поступать по доброму или по злому, спасая или убивая, и это прямо влияет на отношение к вам поданных. А два советника, дедушка с нимбом или демон, периодически нашептывают в ухо и склоняют к тому или иному решению. Кроме того, в Black&White у вашего божественного величества появилось конкретное воплощение — правда, весьма специфическое. Это может быть огромная корова, обезьяна, крокодил, овца или какое-нибудь еще животное — в общем, с юмором у Питера Мулинье и тут все в порядке. Существо нужно воспитывать по методу кнута и пряника — избивая, как в Dungeon Keeper, или, наоборот, поглаживая за совершение определенных поступков ( например, за употребление людей в пищу). Соответственно, существо, как собака Павлова, запоминает реакцию и старается в дальнейшем делать так, как вам нравится. В 2005-ом году вышла вторая часть Black&White, и она стала более традиционной что ли — появились элементы стратегии в реальном времени, позволяющие тренировать войска и управлять ими, более акцентированный сюжет, стандартный интерфейс и вполне традиционные племена-народы — греки, викинги, японцы и ацтеки. Впрочем, основные фишки игры — существа, заклинания, выбор между добром и злом — остались на месте.

Evil Genius

Стратегия Evil Genius, выпущенная в 2004 году Elixir Studios, это тот же Dungeon Keeper, только, что называется, в профиль. Тематически это не шуточное фэнтези, а пародия на бондиану и прочие шпионские фильмы, во многом напоминающая комедию Остин Пауэрс. Вместо Хранителя подземелья тут у нас Злой Гений, вместо катакомб — секретная база, расположенная на тайном острове. А вместо демонов и вампиров на службе зла находятся ученые, наемники, дипломаты, снайперы и прочие приспешники. Точно также мы должны творить всякие злодеяния на карте мира, в данном случае — воровать картины и деньги, похищать людей и так далее. Это увеличивает репутацию Злого Гения и заставляет различные спецслужбы активнее посылать на базу своих агентов. Чтобы противостоять им, нужно отстраивать базу, ставить ловушки и собирать под свои злобные знамена как можно больше миньонов. Причем помимо обычных есть еще особые приспешники с уникальными способностями — один из них, например, способен повергать в панику одним лишь взглядом, а другой может включить "музыку гетто" и заставить агентов следовать по всюду за ним, пританцовывая. Главное, что переняла Elixir Studios от Dungeon Keeper — это индивидуальность каждого типа миньонов и агентов. У всех у них есть свои характеристики усталости, лояльности, сообразительности, ловкости и здоровья — от этого зависит их поведение, эффективность и то, сбежит ли, например, миньон с базы, похитив часть денег из Хранилища. Характеристики вражеских агентов можно снижать, используя против них особых социальных миньонов — например, дипломатов, корреспондентов и даже плейбоев. А чтобы победить одного из суперагентов, Екатерину Медведеву, достаточно просто избить у нее на глазах ее плюшевого мишку. Забавная, в общем, игра получилась...

Spore

Создатель серии The Sims Уилл Райт — человек такой же творческий, склонный к экспериментам и новшествам, как и Питер Мулинье. И это он наглядно доказал своей игрой Spore, которая вышла в 2008-м. Фактически перед нами симулятор эволюции жизни, который включает в себя элементы разных жанров и разных игр — Spore похожа и на ту же Populous, и на Civilization, и на Master of Orion, и на симулятор брачных танцев, и на уникальный редактор генной инженерии. Начинается все в космосе, на одной из планет, где вы управляете простейшим микроорганизмом, жрете себе подобных, копите баллы ДНК, ищите с помощью брачного зова партнера и откладываете икринки. А потом в специальном редакторе лепите свое уникальное чудо-юдо, уделяя особое внимание...рту. В зависимости от его типа существо будет хищным, травоядным или всеядным — именно на этом этапе определяется тип развития ваших существ в будущем. Затем это чудо-юдо выходит на сушу, где оно строит гнездо, копит баллы ДНК, ищет фрагменты для генного редактора, сражается с другими существами или же пытается дружить с ними, танцуя и кокетничая. Но главное, оно постепенно развивается, увеличивая объем мозга. Когда мозгов окажется достаточно, существо сможет создать собственное племя и начать активно взаимодействовать с другими поселениями — тут уже игра больше похожа как раз на Populous. Интересно, что для мирного решения проблем с соседями можно снабдить свой отряд музыкальными инструментами и отправить их спеть или станцевать — юмору Райт, как видите, тоже учился у Мулинье. После объединения племен начинается этап Цивилизации, когда вы управляете целым государством, строите, развиваете и покоряете города. Причем в зависимости от ваших предыдущих действий, государство это будет либо военным, либо торговым, либо религиозным. Добившись военного или экономического могущества, вы улетаете в космос, где можно исследовать галактику, строить колонии, выполнять задания других рас и копить деньги на мегадвигатель, чтобы долететь до центра галактики. В Spore еще масса нюансов и особенностей — игра действительно получилась единственной в своем роде. И, кстати, режиссер Ледникового Периода Крис Уэдж вроде бы собирается снять по ней анимационный фильм...

From Dust

From Dust 2011 года выпуска — еще один симулятор бога от известного и талантливого гейдизайнера, на этот раз от Эрика Шайи, автора культовой Another World. Здесь он довел до ума концепцию терраморфинга и управления силами природы, заложенную еще в Populous. Собственно, вокруг этого вся игра и строится. Действие разворачивается на Земле, но в данной версии наша планета крайне негостеприимна — постоянно извергаются вулканы, идет эрозия почвы, чуть ли не на глазах формируются горы со всеми сопутствующими последствиями, происходят цунами и пожары. Игра разворачивается в открытом мире и предлагает одну из самых сложных симуляцией природы в реальном времени — здесь все постоянно изменяется, так что постоянно приходится быть начеку и подстраиваться под новые обстоятельства. В любом случае на каждой из 13 локаций неизвестного архипелага нам нужно уберечь примитивное племя людей от всех этих напастей и катаклизмов, посланных матушкой-Природой.

Для этого опять же приходится управлять божественными силами — придерживать лаву, останавливать бушующую воду, осушать озера, поднимать горы, выращивать леса и так далее и тому подобное. Чтобы все это стало реальным, специально для игры было создано несколько уникальных технологий...

Reus

Интересный представитель жанра от независимых разработчиков, выпущенный в 2013-ом году. В Reus есть и терраморфинг, и управление силами природы, как в Populous или From Dust, и крупные существа, являющиеся по сути воплощением вашей божественной сущности, как в Black&White. Но при этом игра выглядит весьма оригинально. Мы управляем четырьмя сущностями, элементалями стихий — один может создавать горы и пустыни, второй выращивает леса, третий создает морскую гладь, а четвертый вообще способен превратить все в болото. С их помощью мы поначалу формируем ландшафт, чтобы на нем появилась жизнь, а потом, когда появляются люди, начинаем помогать им добывать разные ресурсы и осуществлять различные проекты вроде постройки порта или амбара — и все для того, чтобы людишки были довольны и счастливы. Впрочем, от людей, порой, возникают одни проблемы. Чем больше помогаем одним, тем больше им завидуют другие — и тем сильнее они хотят объявить ивойну. А это — новые проблемы. Поэтому вполне возможно кому-то захочется не помогать людям, а, наоборот, уничтожить какое-нибудь племя и обратить свое божественное внимание на другое...Игра получилась динамичной, но вместе с тем достаточно глубокой. Во многом Reus напоминает настолки — партии здесь длятся по полчаса-час, при этом многое построено на системе достижений в духе "заработай 500 единиц богатства за отведенное время". Получили ачивку — открыли новый навык и новые возможности.