5 самых жутких масок в истории

5 самых жутких масок в истории

В связи с выходом коллекционного издания Dishonored 2, мы хотим взглянуть на пять самых жутких масок в истории человечества. Ну и попутно рассмотрим саму коллекционку.

В истории человечества маски всегда несли какой-то смысл и считались важнейшим элементом традиций большинства народов мира. Ещё древние аборигены делали ритуальные маски для своих культов — шаманы считали, что злые духи вселяются в эти искусственно созданные образы, отожествлявшие человека с персонажами из мира животных, тенями, предками или стихиями. И чтобы от злого духа избавиться, они без сожаления после окончания ритуала разбивали эту маску, которая до того так долго и кропотливо изготавливалась. Людям на протяжении всех веков было свойственно менять свой внешний облик под влиянием тех или иных традиций, социальных и исторических факторов.

Слухи о человеке в маске мгновенно облетели Дануолл, посеяв панику среди знати. Маска Корво, созданная изобретателем Пьеро Джоплином, изначально делалась в стиле газовых масок из Fallout, но потом акцент в дизайне сместился в сторону очертаний человеческого черепа. И наконец-то мы смогли её пощупать своими руками благодаря коллекционному изданию Dishonored 2. Она 35 см в высоту, 15 см в ширину и 14 см в глубину — не натуральная величина, носить её не получится, да и всё равно защитить от ударов, в отличие от виртуального первоисточника, не способна — всё-таки сделана из пластика. Но на подставке выглядит очень круто и аутентично. Подставка, собственно, в комплекте. Вместе с маской в коробке нам прислали и подарок от Эмили Колдуин — аналог её перстня из цинкового сплава, да ещё и в коробочке, обитой внутри фиолетовым бархатом. На мужскую руку не налезет, разве что на мизинец — но и Эмили же не мужик! Сами Корво и Эмили изображены на стильном стилбуке из очень приятного на ощупь материала — там же и диск с игрой. В коллекционное издание также вошёл цветной плакат, изданный зловещим Бюро пропаганды Карнаки.

Вообще интересно прослеживать то, как изменилось у людей отношение к маскам. Для нас с вами это не более чем атрибут для развлечения. Мы привыкли воспринимать маски просто как часть карнавала, театра или какого-то праздника. Но первые маски были созданы с практичной целью — охотник, который надевал её, мог подкрасться к добыче, оставшись незамеченным. Производили эти предметы из подручных средств — травы, коры, дерева, материи, кости. Они изображали головы животных, человеческие лица, различных мифологических существ. Ритуальные маски были связаны с сохранением культа предков, почтением их памяти. Человек, надевавший маску, словно превращался в существо, которое она изображала. Но с развитием человечества маски тоже эволюционировали и применялись для совершенно разных целей. В ближайшие минуты мы расскажем вам о пяти самых жутких масках, зафиксированных в истории.

Маска Александра Педена

В 1663 году Пресвитерианский министр Александр Педен был вынужден удариться в бега от шотландского правительства. Правительство Шотландии преследовало участников движения, боровшегося за права пресвитерианской церкви, к которому принадлежал Педен. Скрываясь от властей, он бродил по стране в маске, которая сейчас хранится в Национальном музее Шотландии. Это была маска, в которой впору ходить персонажам фильмов ужасов. Проповедник спрятал лицо под маской из ткани, украшенной красной бородой, париком, деревянными зубами, и перьями вокруг глазниц. Вероятно, таких масок либо было много и в них ходила целая группа ковенантеров, либо маску носили разные люди по очереди, чтобы отвлекать внимание преследователей. Проповедовать Педен продолжал и в таком виде. В 1673 его схватили, после чего более 10 лет он провёл в тюрьмах.

Маски позора

А вот в 16 веке в Великобритании изобрели необычное орудие пыток — маски, которые прежде всего истязали морально. Такие маски делали посмешищем того, на ком были надеты. Провинности для маски были абсолютно разными: мошенничество, пьянство, измена, грубость и споры. Первоначально маску позора надевали на сварливых жён, на женщин, уличённых в проявлении грубости в общественном месте. Маска представляла собой металлическую конструкцию, плотно надеваемую и закрепляемую на голове. В лицевой части конструкции обычно (но не всегда) находился острый металлический кляп, который при попытке говорить серьёзно ранил язык и губы наказанной, так что говорить в такой маске фактически не представлялось возможным. Иногда такие маски надевали на женщин, обвиняемых в колдовстве, иногда на тех, кто проявлял «дурной» характер. Были и маски с колокольчиком: при ходьбе колокольчик звенел и привлекал внимание прохожих в то время, когда супруг вёл жену в «маске позора» по улице. Для таких «прогулок» к маскам прикреплялись специальные поводки. Нередко прохожие кидали что попало в человека, носившего такое «украшение». Маски делали всеобщим посмешищем тех, кого обвиняли в грубости и скандализме, в мошенничестве и супружеской измене. Например, мужчину, который попался на пьянстве, приговаривали носить в людных местах маску свиньи, любопытную женщину — маску с длинным носом, а скандалистку — маску с длинным языком. Очень часто подобную маску могли надеть женщине за якобы вызывающее поведение. Сам факт подобного наказания намертво закреплялся в коллективной памяти городского сообщества и передавался молвой в поколениях.

Маска Визард

В 16-ом веке жены богатых бюргеров выходили «в свет» только в чёрных бархатных масках, скрывающих лицо. Назывались эти маски «visard» и были многоцелевыми: защищали кожу лица от солнца, придавали таинственность и скрывали от посторонних глаз. Перед ртом на внутренней стороне маски располагался маленький шарик, который женщина прикусывала, чтобы удержать маску на месте. Это фактически делало ее безликой и немой. Из моды маски вышли буквально через 100 лет, когда стиль этот начал ассоциироваться с проститутками.

Маска землееда

Питание грязью или землей (геофагия) было довольно распространенным явлением среди рабов в 16-19 веках. Изначально эта привычка возникла в Западной Африке, где геофагия была настолько широко распространена, что избранные сорта грязи даже продавались. Рабовладельцы предполагали, что такая практика была нездоровой, поскольку врачи предупреждали, что это из-за питания землей у рабов возникают депрессии, боли в животе, отеки, плохой аппетит, одышка и головокружение. В попытке защитить свою живую собственность рабовладельцы надевали рабам, замеченным в поедании земли, специальные маски, закрывавшие рот. Несчастные рабы не снимали их даже во время работы.

Ритуальные маски

Практически каждая культура коренных народов имеет свои религиозные или ритуальные маски. В племени североамериканских индейцев ирокезов есть целое общество, которое носит маски с кривыми ртами. Эти маски считаются живым воплощением духа, а поэтому существует строгий протокол в уходе за ними. Время от времени маски нужно смазывать маслом и животным жиром, подавать им кашу из белой кукурузы и зажигать табак в их честь. Используются эти маски для исцеления тяжёлых пациентов. Маски надевают на лицо несчастного, а затем проводят ритуалы изгнания демонов. А, например, в японской культуре, как подтверждают археологические данные, маски использовались ещё в 10 000 годах до нашей эры. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани и использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева, с волосами, наклеенными на них и представляли львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существ.

Любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти. Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова её сущности — символ пребывания в области смерти.

Sybreed — Ex Inferis

Dishonored 2 OST — Sands of Serkonos

Danny Cocke — Temple Hound

Todd Haberman — Ascent