10 фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый. Часть 2

10 фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый. Часть 2

Как сказал однажды режиссёр Уильям Фридкин, «люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать и попугать себя. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать». С этим нельзя не согласиться. Мы действительно смотрим кино, читаем книги и вообще потребляем художественное творчество для того, чтобы испытывать определённые эмоции. А страх, как известно, самая сильна из них.

Способов напугать зрителя, равно как и фильмов ужасов, великое множество. От банальных скримеров до филигранной работы с киноязыком, включая визуальную часть, звук, сценарий и общую атмосферу картины. Специально для любителей пощекотать себе нервы мы отобрали десять фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый.

Омен

«Омен» — уже третий фильм на инфернальную тематику в этом видео. Это связано не с нашей большой любовью ко всякой дьявольской нечисти, а с тем, что оккультизм был действительно очень популярен в кино и на тему пришествия сатаны снято много хороших фильмов.

«Омен» можно считать своеобразным продолжением уже упомянутого «Ребёнка Розмари». По сюжету, в семье богатого дипломата рождается мёртвый ребёнок. Опечаленный отец не в силах сообщить своей жене столь трагичную новость и решает усыновить младенца с загадочным родимым пятном в виде трех шестёрок. Время идёт, мальчик растёт и вокруг него начинают происходить таинственные события. Тут то и становится понятно, что под ангельской внешностью скрывается настоящий дьявол, в прямом и переносном смысле.

В «Омене» сатанинские знаки умело вплетены в повседневную жизнь, а эффект ужаса достигается за счёт разительного контраста между внешностью невинного ребенка и его инфернальной сущностью. Кроме того, мастерски сделанная визуальная составляющая вкупе с отличной музыкой Джерри Голдсмита создают неповторимую атмосферу дьявольщины. Одна из лучших лент в своем жанре.

 

Голова-ластик

Маньяки, демоны и всяческая нечисть — это, конечно, хорошо, но по-настоящему нас пугает нечто неизведанное, то, что мы не в силах осмыслить или понять. Яркий тому пример — фильм «Голова-ластик» Дэвида Линча — сюрреалистическая картина о нервном человеке по имени Генри, который по несчастливой случайности становится отцом некоего непохожего на человека ребёнка-мутанта. Вместе со своей женой он вынужден заботиться и растить это отвратительное чудовище.

«Голова-ластик» — сюрреализм в чистом виде. Зритель здесь скорее не наблюдает за чередой событий, составляющих сюжет, а как бы путешествует вместе с главным героем по его больному сознанию. Персонажи и события в картине Линча не выполняют привычных для кинематографа функций, а скорее представляют собой некие образы и категории, которые зритель волен трактовать как ему заблагорассудится. Сам режиссёр настаивает именно на множественности интерпретаций своего творения и категорически отказывается как-либо его комментировать. По его словам, за все годы с момента выхода фильма никто в своих догадках даже близко не подобрался к истинному смыслу ленты.

«Голова-ластик» — странный, нелицеприятный и местами даже мерзкий фильм. Вся совокупность средств художественной выразительности, от видеоряда до музыки, способна вселить в зрителя чувство неподдельного иррационального ужаса. Нечто подобное испытывали герои произведений Лавкрафта, сталкиваясь с тварями из подводных глубин. Этот фильм Линча — как раз тот случай, когда ты не знаешь, как относиться к происходящему на экране. И от этого становится ещё страшнее.

 

Чужой

На протяжении многих лет космос привлекал и одновременно отталкивал человека. Жажда познания влекла нас к звёздам, но вместе с тем не покидал и страх неизвестности. Что скрывают в себе огромные безвоздушные пространства и далёкие миры? Сэр Ридли Скотт в своём фильме «Чужой» попытался ответить на этот вопрос. Бесконечный космос скрывает в себе не только жизнь, но и смерть.

Экипаж космического буксира «Ностромо» перехватывает неопознанный сигнал с неизвестной планеты. Разведывательная операция заканчивается тем, что экипаж заносит на борт корабля неопознанного монстра, который на поверку оказывается жутким ксеноморфом, немедленно устраивающим на судне локальный геноцид.

Сэр Ридли снял не только блестящий научно-фантастический фильм, но ещё и образцово-показательный герметичный хоррор, в который идеально вписалась концепция практически неуязвимого чужого. От какого-нибудь маньяка с топором теоретически всё же можно защититься, в крайнем случае — убежать. Однако, как быть, если оказался заперт на космическом корабле вместе со злобным ксеноморфом, брызжущим во все стороны кислотой? Некуда бежать, негде спрятаться, некого позвать на помощь, никто не услышит криков, а за обшивкой космического судна только холодное безвоздушное пространство.

«Чужой» — практически оживший ночной кошмар человека, страдающего клаустрофобией. Вокруг только холодный металл коридоров и комнат космического корабля, которые как будто с каждой минутой всё плотнее и плотнее сжимаются вокруг.

 

Сияние

Вряд ли хоть один подобный список может обойтись без экранизации произведений короля ужасов Стивена Кинга. Мы выбрали самую известную и самую, на наш взгляд, выдающуюся из них в художественном отношении.

«Сияние», как и большинство работ Стэнли Кубрика, очень сложный и многогранный фильм. Несмотря на чёткую принадлежность к жанру хоррор, это, строго говоря, совсем не жанровое кино. История семьи Торренсов, приехавших присмотреть за уединённым отелем во время мёртвого зимнего сезона, — нечто большее, чем просто фильм ужасов. Зло здесь никак не персонифицировано, от зрителя постоянно ускользает его истинная природа. Что заставляет отца семейства медленно сходить с ума? В чём смысл странных видений, являющихся его маленькому сыну? Что скрывает номер 237?

Каждый кадр «Сияния» идеально выстроен, каждая деталь на своём месте. Этот фильм подобен загадочному паззлу, который зритель должен собрать сам, по ходу действия проникаясь неповторимой атмосферой ужаса.

Многие киноманы до сих пор бьются над разгадкой истинного смысла, заложенного Кубриком в свою картину. Многие считают, что режиссёр намеренно разбросал по ходу действия отсылки, указывающие, в частности, что высадка американцев на Луну на самом деле снята им в специальных павильонах.

«Сияние» уже давно живет своей самостоятельной, отдельной от литературного первоисточника, жизнью. Это не просто фильм ужасов, это настоящая бездна страха, в которую мы настоятельно рекомендуем окунуться каждому.

 

Хижина в лесу

Группа молодых людей отправляется на выходные в сельскую глушь, чтобы отдохнуть душой и телом в небольшой уединённой хижине. Звучит знакомо, не правда ли? Очередная сюжетная заготовка для третьесортного ужастика, способного вызвать только зевоту да презрительные смешки. Всё действительно было бы так, если бы режиссёр Дрю Годдард не взял, да и не перевернул всё с ног на голову.

«Хижина в лесу» — мастерски сделанный винегрет из всех возможных присущих жанру клише, но поданный под совершенно необычным соусом. Каждый типичный для ужастиков элемент здесь старательно переработан и высмеян. Годдард, известный, прежде всего, как сценарист сериалов «Баффи — истребительница вампиров» и «Остаться в живых», как бы говорит нам, что из жанра хорроров выжаты ещё не все соки. В результате получился своеобразный кубик Рубика, вроде того, что изображен на постере фильма, который режиссёр по ходу действия крутит как хочет, постоянно удивляя зрителя новым, необычным сочетаниям ужа давно знакомых элементов.

Но не стоит забывать, что «Хижина в лесу» это не только постмодернистская фантазия, но и добротный фильм ужасов. У картины весьма неплохая таинственная атмосфера, благодаря которой зритель постоянно находится в неведении относительно того, чем его будут пугать в следующую минуту.

Нельзя сказать, что по итогу получился бесспорный шедевр, однако «Хижина в лесу» стоит на голову выше всех прочих ужастиков, снятых за последние лет семь-восемь. И по уровню замысла, и по качеству его исполнения.