10 фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый. Часть 1

10 фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый. Часть 1

Как сказал однажды режиссёр Уильям Фридкин, «люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать и попугать себя. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать». С этим нельзя не согласиться. Мы действительно смотрим кино, читаем книги и вообще потребляем художественное творчество для того, чтобы испытывать определённые эмоции. А страх, как известно, самая сильна из них.

Способов напугать зрителя, равно как и фильмов ужасов, великое множество. От банальных скримеров до филигранной работы с киноязыком, включая визуальную часть, звук, сценарий и общую атмосферу картины. Специально для любителей пощекотать себе нервы мы отобрали десять фильмов ужасов, которые должен посмотреть каждый.

Психо

В определённый момент Альфред Хичкок устал от производства дорогостоящих фильмов для крупных студий и решил снять низкобюджетное и в каком-то смысле экспериментальное кино. Так появился «Психо» — вольная экранизация романа Роберта Блоха, вершина творчества режиссёра и один из самых страшных фильмов за всю историю кинематографа. Несмотря на превалирующую хоррор-составляющую, сюжетная завязка больше подошла бы какой-нибудь мелодраме.

Мэрион Крейн похищает сорок тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Преступление совершается ею спонтанно, без холодного расчёта. Женщина просто хочет начать новую жизнь со своим любовником подальше от проблем и опостылевшей работы. По пути она останавливается в небольшом мотеле, управляет которым приятный на первый взгляд молодой человек. Здесь-то и берёт своё начало череда странных и пугающих событий.

Хичкок ещё до появления на экране убийцы начинает нагнетать саспенс и держать зрителя в постоянном напряжении, которое не ослабевает до самого финала. Огромная заслуга в этом принадлежит композитору Бернарду Херрманну. Его музыка составляет чуть ли не половину успеха фильма. Большая часть повествования крутится не вокруг убийств, как это принято в современных ужастиках, а вокруг раскрытия персонажей, в том числе и самого маньяка. Реплики и мелкие детали по ходу действия фильма складываются в один портрет, в результате чего в финале убийца представлен до ужаса реальным.

«Психо» — не просто первоклассный фильм ужасов и бесспорный шедевр. Это настоящее явление, которое навсегда отпечаталось в массовой культуре.

 

Вий

Российскому кинематографу, бесспорно, есть куда расти. Однако очевидным остаётся факт, что в сегменте фильмов ужасов у нас всё как-то совсем плохо. Поэтому неудивительно, что советская картина «Вий» 1967 года, снятая по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя, — самый известный и самый качественный отечественный хоррор. Примечательно, что снял её не профессиональный постановщик, а два студента высших режиссёрских курсов — Константин Ершов и Георгий Кропачёв.

Сюжет знаком всякому, кто исправно посещал в школе уроки литературы. Студент-философ Хома Брут должен провести несколько ночей у гроба умершей панночки в старой церквушке в далёкой деревне. Практически сразу выясняется, что умершая — не простая девушка, а самая настоящая ведьма. Тут-то и начинается различная чертовщина с летающими гробами, гаснущими на ветру свечами, упырями, вурдалаками и прочей нечистью, по которой плачет Геральт из Ривии, включая самого Вия.

Сейчас картина производит впечатления скорее очень мрачной сказки, которой пугают непослушных детей, а не полноценного фильма ужасов. Однако режиссёрам, несмотря на отсутствие опыта в большом кино, всё же удаётся нагнать на зрителя жути, что вкупе с антуражем украинской сельской местности создаёт неповторимый коктейль. Настоящий славянский хоррор.

 

Ребёнок Розмари

Сделавший себе имя в Европе несколькими удачными фильмами ныне культовый режиссёр Роман Полански в 1968 году снял свой первый американский фильм. Им стала экранизация романа Айры Левина «Ребёнок Розмари».

По сюжету, молодая пара — Розмари и Гай Вудхауз — переезжает в новый дом, где знакомится со странной парой, живущей по соседству. Однажды главную героиню посещает жуткое видение, в котором её муж оборачивается демоном и насилует её. Вскоре Розмари узнаёт, что беременна, а тем временем эксцентричные соседи начинают вести себя ещё более странно. Женщина начинает подозревать, что вокруг неё и её ещё не родившегося ребенка плетётся оккультный заговор.

Роман Полански со всей скрупулёзностью подошел к работе, стараясь не упустить ни одной важной детали и бережно перенести первоисточник на экран. «Ребёнок Розмари» практически ввёл моду на оккультизм в кино, а также привнес традиции европейских хорроров, заложенные ещё Фридрихом Вильгельмом Мурнау и Карлом Теодором Дрейером. Искусно манипулируя реальным и иллюзорным, Полански создал один из самых запоминающихся и многогранных, в плане заложенных смыслов, фильмов ужасов.

 

Изгоняющий дьявола

Уильям Фридкин, цитату которого мы привели в качестве эпиграфа в начале видео, помимо классического фильма «Французский связной» также известен как режиссёр одного из самых успешных фильмов ужасов за всю историю — «Изгоняющий дьявола». Подхватив вслед за Романом Полански идею об оккультизме в кино, он создал ленту, породившую какое-то немыслимое число сиквелов, ремейков и переосмыслений.

В центре сюжета дочь известной актрисы, которая внезапно начинает вести себя совершенно неадекватно. Окружающие только разводят руками, списывая всё на последствия личной трагедии или на психические расстройства, однако приглашённый в дом священник уверенно заявляет — девочка одержима дьяволом.

Фридкин в своей картине умело работает с атмосферой непередаваемого инфернального ужаса, граничащего с отвращением. «Изгоняющий дьявола» изобилует циничными и крайне натуралистичными сценами. Дополнительный эффект на зрителя оказывает тот факт, что одержимой оказывается двенадцатилетняя девочка. Актриса Линда Блэр, кстати, на момент съёмок была всего на два года старше своей героини. Общая стилистика картины и хорошие для того времени спецэффекты даже послужили почвой для обвинений режиссёра в излишней откровенности и жестокости. Фридкин со всей скрупулёзностью подошел к работе. На съёмках его постоянно консультировали священники и целая бригада врачей. Конечный результат поразил всех. Успех картины в своё время можно было сравнить с настоящей истерией.

Критик Стивен Фарбер даже посчитал, что «фильм обеспечил религии самую громкую рекламу со времен распятия Христа». Феноменальный успех.

 

Техасская резня бензопилой

Сейчас картины про маньяков, методично уничтожающих своих жертв самыми изощрёнными способами, воспринимаются как нечто обыденное. Однако в далёком 1974 году слэшеры ещё не успели приесться зрителям. Более того, именно в середине 70-х этот поджанр фильмов ужасов и зародился, за что стоит сказать спасибо режиссёру Тоубу Хуперу и его картине «Техасская резня бензопилой». Именно в ней были заложены основные каноны построения сюжета и развития действия в слэшерах, которые впоследствии были скопированы не одну сотню раз.

Группа молодых людей отправляется в техасскую глубинку, чтобы удостовериться, что могила дедушки одного из героев не пострадала от вандалов. Оказавшись на месте, они обнаруживают неприглядную ферму, расположенную по соседству с имением покойного дедули. Вскоре выясняется, что соседи не только запустили свой дом, но и украсили его странными предметами, сделанными из костей и кожи. Тут-то и выясняется, что таинственная ферма скрывает в себе смертельную опасность в лице безумного маньяка, вооруженного бензопилой, и его семейки, обожающей человеческую плоть.

Идея создания картины пришла Тоубу Хуперу во время посещения хозяйственного магазина, а своеобразным прообразом семьи каннибалов послужил известный маньяк Эд Гин. Фильм отличает непередаваемая атмосфера грязного техасского захолустья, безысходности и нечеловеческой по тем временам жестокости. Всё-таки бензопила — это не обычный нож, а смерть от распиливания невероятно страшна и мучительна. Несмотря на не самый высокий уровень технической реализации и скудный бюджет, «Техасская резня бензопилой» занимает почётное место в числе классики фильмов ужасов. А без маньяка «Кожаное лицо», роль которого исполнил Гуннар Хансен, мы никогда бы не увидели таких колоритных персонажей как Джейсон Вурхис, Майкл Майерс, Фредди Крюгер и Джон Крамер.