Observer | Обзор

Observer

| Обзор

15 сентября в 06:00 Кирилл Волошин

Рутгер Хауэр, будущее, детектив — у всех любителей киберпанк-романтики при этих словах, конечно, сразу же возникают ассоциации с фильмом «Бегущий по лезвию». Однако в Observer, новой игре от создателей ужастика Layers of Fear, для которой знаменитый актёр подарил свою внешность и голос, романтики мало, зато ужасов хоть отбавляй…

Насколько Observer — истинно киберпанковская игра?

Начинается Observer и правда в духе «Бегущего по лезвию». На экране — бегущая строка, сообщающая о том, что происходит с человечеством в будущем: всеобщая аугментация, эпидемия нанофага, вируса, вызванного бесконтрольным смешением биологического и кибернетического материалов в людях, убийственные разрушительные войны, власть корпораций. Наконец, появление титульных Наблюдателей, особых агентов-полицейских, способных проникать в сознание граждан через нейрочипы и считывать, отсматривать их память с помощью устройства «Пожиратель снов» — мы как раз играем за такого, с внешностью и голосом постаревшего, но всё такого же харизматичного Рутгера Хауэра.

За окном, как водится, дождь, в каплях которого расплываются отсветы неоновых вывесок, мы сидим в машине, общаемся по рации, принимаем некий синхрозин, чтобы уменьшить стресс в организме от присутствия в нём имплантов и, кажется, сейчас отправимся куда-нибудь ловить андроидов или киберпреступников.

Но тут поступает странный звонок от сына, наш герой направляется по его адресу в один из домов в трущобах и обнаруживает, что ещё до того, как позвонить, сын был… обезглавлен. Кошмар, ужас и кровавый туман в глазах…

Так Observer — это ужастик?

Те, кто ожидал размаха и свободного исследования города в духе Deus Ex, будут разочарованы — всё действие, как и в классических хоррорах, разворачивается в стенах одного большого мрачного дома, полного странных людей, шизиков и трупов. Расследуя кошмарное преступление, наш Рутгер-Наблюдатель увидит много неприятных, мягко говоря, вещей — ещё живой наркоторговец с кишками наружу, убитая прямо в тату-салоне девушка с застывшим ужасом в глазах, квартира торговца органами, где на стенах висит человеческая кожа, а в холодильнике лежит печень…

Авторы Layers of Fear отлично и с удовольствием используют все классические хоррор-приёмы — дверь за спиной может с грохотом захлопнуться, по стене пробежит тень какого-то чудища, нас оглушит и заставит нервно оглянуться резкий неприятный звук или крик… Есть и салочки с монстрами, от которых нельзя убежать и которых нельзя победить — можно только прокрасться мимо.

По долгу своей службы герой периодически использует «Пожирателя снов» и проводит нейродопрос, путешествуя по чертогам разума и памяти как ещё живых, так и мёртвых людей. И вот там начинается форменное безумие. Меняющиеся неустойчивые очертания локаций, какие-то вороны, бьющиеся в стекло, стаи летучих мышей, мешающие пройти, чудища, пробежки по странным лабиринтам и длинным коридорам, в конце которых вы можете свалиться в пропасть, странные конструкции из динамиков, отталкивающих страшным громким звуком, и мониторов, изображающих жутких старух — такому изображению нестабильного разума позавидовали бы и авторы Hellblade: Senua's Sacrifice.

С другой стороны, у авторов игры про безумную кельтскую девушку всё-таки чуть лучше со вкусом и чувством меры, а в Observer всё это порой кажется избыточным — нагромождение графических фильтров и постоянно меняющихся очертаний иногда приводит к тому, что играть не то, чтобы страшно, а просто физически неприятно и неуютно…

В чем заключается сам игровой процесс?

Observer — классический хоррор, где мы исследуем локации, собираем документы, решаем загадки, ищем пароли от замков (они могут оказаться на обороте фотографии или в памяти допрашиваемого), иногда прячемся от монстров и боимся. В других ситуациях приходится манипулировать рычагами, чтобы, например, зацепить крюк к решётке и открыть выход, когда в дверь ломится нечто страшное и непонятное…

Загадки в основном выдаются во время нейродопросов, и все они под стать тому, что происходит во время таких фантасмагорических путешествий. Мы, например, водим за собой какие-то летающие мониторы, из которых раздаётся то детский смех, то плач, и используем их для открытия дверей — а отойти слишком далеко нельзя, «детки» начинают плакать и кричать.

Кроме того, мы исследуем места преступлений и ищем улики — при этом очень аутентично используется киберпанк-антураж. Наш Наблюдатель активирует разные режимы зрения: один — для сканирования биоматериалов (например, травм и следов крови), другой — для обнаружения имплантов. Также прямо через свой нейроинтерфейс он умеет взламывать некоторые системы, хотя это случается редко и не сопровождается какими-то интересными мини-играми. А после каждого нейродопроса нужно принимать синхрозин, чтобы стабилизировать состояние Наблюдателя — выглядит очень аутентично.

На пользу игре пошла и возможность нелинейного, свободного исследования большого дома. Так, вы можете совершенно случайно наткнуться на логово уже упомянутого торговца органами или поговорить с маленькой девочкой в одной из квартир и узнать, что в её голове живёт соседка по лестнице, использующая для этого нейросеть. После этого, узнав у девочки пароль, можно проникнуть в соседнюю квартиру и провести нейродопрос дамы, в конце которого придётся сделать непростой выбор — разрушить этот нестандартный союз, очистив кэш женщины и убив тем самым её, или нет…

Так стоит играть в Observer или нет?

Однозначно стоит. Мы и раньше видели киберпанк-ужастики — вспомните хотя бы I Have No Mouth, and I Must Scream и серию System Shock. Но это было давно, и сейчас Observer действительно выглядит глотком свежего воздуха. Авторам удалось очень органично соединить стандарты хорроров с относительно необычной для жанра тематикой и интересными механиками — здесь нет зомби, скелетов, древних демонов и свихнувшихся фриков, зато есть футуристические гаджеты, нелинейность, нейродопросы, аугментированные люди, корпорации и их страшные тайны. А ещё есть настоящий всамделишный Рутгэр Хауэр в главной роли…

8 из 10