Mass Effect: Andromeda

Mass Effect:

Andromeda

29 марта в 10:00 Кирилл Волошин

Mass Effect: Andromeda очень трудно принять и понять и ещё сложнее полюбить. Игра в первые несколько часов делает всё, чтобы мы плюнули в сердцах и удалили её. Но безуспешно — это как раз тот случай, когда любовь зла…

Главная проблема Mass Effect: Andromeda — это, конечно, не нелепая анимация, давшая повод Интернет-юмористам поупражняться и поиздеваться. Проблема в том, что это уже четвёртая игра в серии, а первые три приучили нас к хорошему — а именно, к тому, что здесь есть драма, напряжение, интриги, предательства, удары в спину, сложные взаимоотношения с напарниками и возможность кого-нибудь из них обречь на верную смерть. Или спасти. Или самому пристрелить компаньона прямо во время диалога.

А в Andromeda всего этого практически нет. Сюжетная завязка о том, как люди, турианцы, азари, саларианцы и кроганы летели 600 лет в криостазисе на Ковчегах в новую далёкую галактику, чтобы начать там новую жизнь, а в итоге получили крайне негостеприимный прием, интригует лишь поначалу. А дальше начинается типичная ski-fi-жвачка про противостояние с новой агрессивной расой захватчиков, про изучение каких-то древних машин и монолитов, построенных загадочными механическими Реликтами — всё это чем-то до боли напоминает историю про геттов и Жнецов. С той лишь разницей, что здесь как-то всё более предсказуемо что ли, пресно — лишь пару раз сценаристам удаётся выдавить из сюжета настоящее напряжение и интригу.

Напарники тоже все какие-то скучные — в сравнении с их коллегами из прошлых игр серии, конечно. У них, как и положено, есть свои тайны, истории и свои просьбы — помочь с изучением Реликтов, найти ковчег азари, разобраться с негодяем, из-за которого кроганы натерпелись бед и т.д. и т.п. Но во всём этом нет драмы, накала, интриги — обычные квесты, пресные диалоги, банальные рассуждения о семейных ценностях и о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все друг другу улыбаются, говорят спасибо, с пониманием кладут руку на плечо, когда надо поддержать. Или кладут руку на другое место, когда надо затащить в постель…

А хочется перчинки, чтобы хоть кто-то взорвал это толерантное болото какой-нибудь глупостью или гадостью. Чтобы предал, обманул, что-то скрывал такое ужасное в своём прошлом, от чего потом у всех был бы шок и трепет.

Вот, например, первая же наша напарница, стриженая девушка по имени Кора, сама хотела и должна была стать Первопроходцем, отвечающим за исследование и колонизацию новых планет. А им стал главный герой, капитан Райдер (ну или его сестра, если выберете её на старте). Казалось бы, Кора должна затаить обиду — и вот вам уже железный повод для острых диалогов и постоянного противостояния с ершистой напарницей. Но нет, Кора все понимает и принимает, улыбается и вообще не держит зла… Тьфу.

Bioware явно больше заботились о толерантности, о том, чтобы никого не обидеть, все учесть и дать важные воспитательные посылы — в игре есть явные отсылки на темы расизма, исламского фундаментализма, защиты прав трансгендеров. Некоторые квесты говорят о том, что нельзя становится смертником и убивать других, защищая свои идеи.

Всё это, конечно, хорошо и правильно, но стремясь быть максимально толерантными, Bioware, кажется, разучились рассказывать интересные, берущие за живое истории.

Или они и не пытались? И изначально делали игру, которая совсем про другое — не про драму и героическое спасение галактики, а про исследование и открытие новых земель? С этой точки зрения, если рассматривать Mass Effect: Andromeda как совершенно новую игру, смещающую акценты на покорение нового дивного (и крайне опасного) мира, всё более-менее складывается.

В этом ракурсе даже обилие вроде бы однотипных заданий в духе Dragon Age: Inquisition и связанная с этим система повышения перспективности новых планет, а также развития центральной базы «Нексус» (позволяет выводить из заморозки всё новых и новых специалистов) выглядит вполне оправданной и логичной. Понятно, зачем мы устанавливаем аванпосты, сканируем ресурсы и новые формы жизни, запускаем древние хранилища, улучшающие атмосферу и т.д. и т.п. — мы ведь тут исследователи и первопроходцы, пытающиеся обустроиться и выжить.

К тому же, в отличие, например, от No Man's Sky, где есть похожие вещи, в Mass Effect: Andromeda вокруг кипит жизнь. На планетах после основания там аванпостов и запуска хранилищ постепенно меняется ситуация, улучшается климат, открываются новые области и новые задания и даже мутируют некоторые представители местной флоры и фауны.

И потом напарники сами просят — давай, мол, слетаем снова на такую-то планету, посмотрим, что там изменилось. И тебе действительно хочется это сделать, чтобы посмотреть на плоды своих усилий. То есть игра делает ставку на «синдром  Христофора Колумба» и в этом смысле выигрывает.

Стимул изучать, сканировать и выполнять даже такие однояйцевые квесты на самом деле большой — врагов много, они сильны, поэтому важно прокачиваться, получать очки исследований и ресурсы, чтобы потом за них разрабатывать новые виды оружия и брони (а их тут просто тонны). Сражения прибавили в динамике (хотя реактивный ранец и не используется в них по полной, как хотелось бы), и успех в них действительно зависит от того, какой боевой стиль вы развивали, какую экипировку надели, каких напарников взяли с собой.

Наконец, в игре есть множество и куда более интересных, ручной выделки заданий — можно проводить многоэтапные расследования, гоняться по всей галактике за каким-то мошенником, раздавать интервью, искать диверсантов, участвовать в политических интригах и в разборках между двумя группировками контрабандистов, где ещё придётся выбирать, кого спасать, а кому стрелять в спину.

Да даже какая-нибудь вроде бы рутинная миссия по установке трёх сейсмических датчиков может закончиться неожиданной дилеммой — разрабатывать месторождение природного газа, что позволит не поссориться с новыми союзниками, но скажется на экологии планеты, или добывать чистую воду…

Конечно, в целом ситуации морального выбора в Mass Effect: Andromeda редко выходят за границы предельно толерантных и банальных дилемм, да и вообще их куда меньше, чем в прошлых играх серии. Но иногда авторам всё-таки удаётся заставить нас крепко задуматься.

Например, в одной из ситуаций, по сюжету, нужно решать — спасать пленных, над которыми проводили генетические эксперименты, или уничтожить базу-лабораторию вместе с ними. Последнее выглядит рациональнее, так как позволит на корню пресечь возможность повторения подобных случаев, но сможете ли вы бросить на верную гибель десятки живых существ, которых можно спасти прямо здесь и сейчас?

В итоге игра, несмотря ни на что, всё-таки затягивает — обилием разномастных заданий (некоторые ещё и отложены по времени, вынуждая ждать, когда ситуация изменится), страстью к исследованию и изучению нового мира. И вот ты уже сидишь, смотришь на распухший от записей журнал или на огромную карту галактики, и думаешь, куда же отправиться в первую очередь, кому помочь, с кем встретиться. И как бы накопить денег и ресурсов вон на ту мощную снайперскую винтовку. А бежать по сюжету не хочется, ведь ещё столько всего не сделано, мы ещё не посмотрели всей командой фильм на своём корабле (не «Нормандия», но «Буря»). И столько девушек разных рас ещё не побывали в твоей постели…

Вот и получается, что отношение к Mass Effect: Andromeda зависит от того, чего вы от игры ждёте. Можно, конечно, скучать по прошлому, по капитану Шепарду, по бритой девушке Джек, по Лиаре, по «Джеффу» Джокеру и по Миранде, сетовать на то, что всё это уже не то, пристально следить за мимикой персонажей и весело постить в сети скрины с причудами местной лицевой анимации. А можно просто расслабиться и получать удовольствие, относясь к Andromeda как к совершенно другой игре в знакомом сеттинге, с другими акцентами и приоритетами. Ведь по сути это большая разнообразная RPG в открытом мире, у которой кроме типичных для всех подобных современных проектов минусов есть и свои неоспоримые преимущества. Нет лишь капитана Шепарда…

7.5/10