Легион. Первый сезон

Легион.

Первый сезон

13 апреля в 10:00 Кирилл Волошин

В рецензии на первый сезон «Молодого папы» мы писали о том, что телесериалы сегодня всё чаще заходят на территорию авторского кино. Так вот, Ноа Хоули, создатель телевизионного «Фарго» — один из тех, благодаря кому это происходит. Он, конечно, не Паоло Соррентино, но, тем не менее, превращается в фигуру для телесериального жанра культо- и культурообразующую. В перерывах между написанием сценария и монтажом третьего сезона «Фарго» Ноули умудрился снять самый необычный сериал, в котором фигурируют мутанты вселенной «Людей Икс».

Среднестатистического поклонника Людей Икс, конечно, немного жалко. Он то ждал экшена, размаха или хотя бы чего-то в духе «Сорвиголовы», «Агентов Щ.И.Т.». А получил постмодернистский коктейль, в котором, как и в воспалённом сознании главного героя — собственно, Дэвида Хеллера по прозвищу Легион, — уживается многое, разное и противоречивое: наркотический трип, теория прикладной шизофрении, хипстерский мюзикл, криповый ужастик, ироничная пародия, «Заводной апельсин», а также «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Демоны подсознания тут танцуют под Feeling Good (жаль, не в исполнении Muse), мутанты выезжают на разборки в 3-й отдел под Radiohead, подругу главного героя зовут Сид Барретт, да и финальные титры плывут под Pink Floyd. А один из мутантов превращается в битника, который навсегда застрял в 60-ых и даже в астральном плане слушает радикальный джаз и постоянно пьёт вермут с водкой.

Местами авторы откровенно смеются и издеваются — над шаблонами супергеройского жанра или современного общества в целом.

Оперативник 3-го отдела тут вместе с мужем (да-да, он гей) воспитывает толстого мальчика-негритёнка, главного героя, лежащего практически в гробу, спасает поцелуй прекрасной принцессы, а немногие сцены сражений показательно сделаны с размахом и тактом весёлых трэш-комедий.

Дэвид Хеллер в исполнении Дэна Стивенса, едва сдерживая улыбку, скручивает нелепые тельца врагов в пирамиды и оставляет после себя десятки оторванных, откровенно бутафорских ручек и ножек, концентрация которых на метр пространства заставляет уже нас совершенно не сдерживаться и смеяться в голос. Тут же — какие-то чисто салонные шутки и показательные «выходы с цыганочкой» в другие жанры, вроде стилизации под немое кино или под карикатурные мультики в некоторых сценах.

Проще всего, конечно, было бы сказать, что авторы таким образом просто прикрывают скудноватый бюджет. Тот же пресловутый «демон с желтыми глазами», всю дорогу преследующий Легиона, действительно выглядит как типичный продукт гримёров со съёмочных площадок фильмов 60-ых годов, которые так любит Ноа Хоули и которыми, по собственному признанию, во многом вдохновлялся — то есть немного нелепо.

Отчасти это верно — бюджет действительно не уровня «Логана», и отрицать это бессмысленно. Но, во-первых, даже при этом авторы умудряются балансировать на грани между стёбом, иронией и натурально страшным криповым ужастиком, от которого периодически мороз по коже. Благодарить за это надо выверенную стильную режиссуру, точечную работу со спецэффектами, с ракурсом, с актёрами, с их глазами — огромную роль тут играют субъективная камера, крупные планы и выражения лиц.

Но еще важнее, что «Легион» — это сериал, собственно, про другое. Как и «Фарго», перед нами более камерное, авторское кино о людях — и, частенько, об их внутренних демонах. Тот факт, что в данном случае у этих демонов есть вполне конкретные имена, известные всем фанатам комикса, сути не меняет. Ноули не скрывал, что его заинтересовала, прежде всего, личность главного героя, и именно от неё он отталкивался, достаточно вольно обращаясь с фактами и выстраивая фактически собственную параллельную вселенную.

Дэвид Чарльз Халлер, напомним, фигура едва ли не самая сложная и трагическая во всей вселенной «Людей Икс». И самая же могущественная, способная изменять или попросту уничтожать реальность. Сын самого профессора Икс, он вырос аутистом и шизофреником, а его сознание периодически становилось ареной столкновения самых разных сил и личностей. В итоге Дэвид нашел душевный покой в обществе маленькой девочки, погибшей в его сознании и приютившейся там же, а потом и вовсе решил стереть себя из реальности, отменив сам акт и факт рождения.

Именно эту вот внутреннюю трагедию, когда твоя сила — и дар, и проклятье, когда не ясно, кто я, где я и зачем я, Ноули и вытащил из глубин подсознания Легиона на свет софитов, вооружившись стилистикой фильмов Терри Гиллиама и чисто нолановскими, взятыми из «Начала», приёмчиками по художественному переплетению разных пластов сна и реальности.

И в этом ему здорово помог  Дэн  Стивенс, который, опять же, одними глазами, выражением лица может играть и переживать разные состояния главгероя так, что у зрителя неизменно возникает симпатия к этому могущественному, но запутавшемуся в себе шизофренику. Да и тот факт, что духовной подушкой для него в фильме служит не маленькая убитая девочка, а вполне половозрелая красивая девушка Сид, сыгранная Рейчел Келлер (одна из семейства Герхардов во втором сезоне «Фарго»), симпатию эту только усиливает — у нас ведь тут фактически любовь во время чумы!

Но даже несмотря на отличную актёрскую игру (отметим также бесподобную Обри Плаза в роли главной злодейки), воспринимать эти «Записки из сумасшедшего дома» было бы очень сложно даже тем, кому пришлись по душе «Мистер Робот», «Доктор Стрэндж» и роман «Убик» Филипа К. Дика — слишком много клинической психиатрии, детских травм и запутанных путешествий по чертогам разума. Что, в общем-то, неудивительно для героя, в сознании которого в разное время уживались грустный клоун, чемпионка по метанию диска, маленькая девочка, чёрная дыра, пират и кентавр…

Вот тут-то и приходят на помощь ирония, постмодернизм, заигрывания с разными жанрами, шикарная музыка и все те виньетки, вишенки на торте, которые обрамляют, освежают и разбавляют основное блюдо. Всё вместе это и создаёт уникальную рецептуру фильма, заставляя, как и в случае с «Фарго», поверить в то, что перед тобой не просто очередной телесериал, а нечто большее, что-то феноменальное, о чём говорить ещё будут долго — как минимум, до выхода второго сезона.

7.0/10