Hellblade: Senua's Sacrifice | Обзор

Hellblade: Senua's Sacrifice

| Обзор

14 сентября в 00:00 Иван Козловских

Картинка невероятно хороша

Ninja Theory ставили своей целью выдать скромными силами проект класса AAA, и, глядя на картинку, не возникает сомнений, что у них всё получилось. Окружение, живое и неживое, красиво мокнет, трепещет на ветру и играет тенями. В дизайне локаций тесно переплелись и явь и сюр, да так, что невольно жалеешь о скудном размахе игры. Леса, разбившиеся корабли, пустынные берега, заброшенные курганы и вымершие деревни — реши бы авторы превратить всё это в полноценный экшен-RPG через «Кикстартер», я бы отдал бы всю зарплату не глядя.

И мы ещё не дошли до отличного мокапа и мимики персонажей. Сами Ninja Theory хвалились, что в поисках бюджетных способов захвата движений живых актёров придумали-таки недорогой, но качественный способ. Охотно верим: двигается и говорит Сенуа очень живо, очень круто снята её микромимика, будь то подрагивание ноздрей или подёргивание уголков губ. Нахальные разработчики не стесняются это использовать: практически любая сюжетная сцена в Hellblade пестрит крупными планами и больше напоминает профессионально снятый перфоманс одного актёра, чем просто игровую сценку.

Героиня знакома с определением безумия получше Вааса

Безумие Сенуи показано очень здорово, от звуковых до визуальных элементов. С непривычки первые полчаса играть физически некомфортно: то нервируют зловещие звуки из чащи, то голоса в голове Сенуи начинают наперебой смеяться над героиней, издеваться над ней и бормотать, что ничего у неё не выйдет.

Вдвойне классно, что голоса участвуют в геймплее, подсказывая, когда загадка разгадана правильно, или крича, когда враг заходит за спину. Это позволяет лучше прочувствовать лейтмотив, которым Ninja Theory пронизали всю игру — наличие нежеланного гостя в голове, который творит что хочет и уходить не собирается. А заодно и хрестоматийный пример идеального переплетения геймплея и нарратива.

Сюжетная часть вообще есть одна из самых крепких составляющих Hellblade: Senua's Sacrifice. История девушки-северянки, пошедшей в Хель, чтобы воскресить своего любимого, едва ли блещет оригинальностью, но как ни крути, на голову взрослее большинства современных блокбастеров. Сюжетная тропа охватывает практически все аспекты жизни Сенуи: детство, отрочество, юность, взаимоотношения с родителями и со своим возлюбленным. В обёртке из жестокого мира северян перед нами предстаёт очень целостная и законченная история, где ещё живы кровавые набеги, беспрекословная вера в воинственных богов и эпидемии чумы.

В Вальгалле точно есть место для Сенуи

Опыт Ninja Theory в разработке экшенов не прошёл для Hellblade даром: в игре есть скелет достаточно неплохой боёвки. Сенуа может уворачиваться, разгоняться для удара, парировать и блокировать, а также бить сильно или быстро.

Видов врагов, в целом, не так много, но стандартный ассортимент на месте: обычные враги с мечами, крепыши с булавами и щитам, быстрые воины со сдвоенными топорами и далее по списку. Есть даже несколько боссов.

Боевую систему подвело то, что она служит лишь разбивкой беготни. Авторы сделали вроде бы неплохой каркас для зрелищных драк, но затем не стали прорабатывать ни глубину, ни разнообразие стычек.

Бои строго дозируются, враги идут волнами, каждый бой — череда скучных ударов, при том, что враги телеграфируют свои атаки крайне доходчиво даже на самой высокой сложности. В боях с несколькими противниками вы чаще всего дерётесь с одним врагом, пока остальные топчутся вокруг и лишь иногда пытаются напасть.

Геймплей расколот, словно меч Грам

Красивые локации, отличная мимика, хорошая атмосфера, неплохая боёвка, ничего не забыли? Забыли, ещё как.

Геймплей Hellblade сложно хвалить. В прописанном Ninja Theory мире мог разворачиваться Onimusha-подобный экшен или дальний родственник Dark Souls, но на деле британцы набили красивые локации кучей однообразных загадок и беготни. Как говорили немецкие пехотинцы в Company of Heroes, «Если бы я знал, что нужно будет столько ходить, я бы пошёл во флот!». Цитата как нельзя кстати, ведь если бы я знал, что нужно будет столько ходить, я бы, скорее всего, не стал бы играть в Hellblade вообще.

А всё потому, что Hellblade по сути и есть обычный симулятор ходьбы. Конечно, героиня порой бодро машет мечом или разгадывает загадки, но в остальное достаточно объёмное время она ходит и слушает монологи. В игре их много: и болтовня с голосами в голове, и камни, рассказывающие релевантные мифы из северной мифологии, и даже рассуждения вслух.

При этом Hellblade не предлагает какой-то внятной механической прогрессии вроде уровней или улучшений, а даёт только сюжетный прогресс, задача которого двигать нас из одной локации, полной повторяющихся загадок, в другую, попутно включая очередного сюжетного диктора. Бои, как было сказано выше, лишены какой-то органичности, неожиданности: начинаются они строго когда авторы решают, что вы слишком долго бегали без дела.

Есть ощущение того, что создатели Hellblade слишком долго экспериментировали, после чего поняли, что затянули проект и нужно как-то спасать ситуацию. Уберите лейтмотив безумия героини, оставьте за кадром пиар-кампанию с фокусом на её болезнь, выкиньте в окно документалку, доступную из игрового меню, и останется лишь куча ходьбы, нечастые однообразные бои с врагами и вал одинаковых загадок. Попытка сделать ААА-проект силами скромной студии почти удалась — но на полпути споткнулась об инвалидность собственного геймплея. Всё-таки увесистые канделябры на фанерные потолки не вешают.

Hellblade точно придётся по вкусу любителям симуляторов ходьбы. Ходьбы здесь хоть отбавляй, да и с какой графикой, анимацией персонажей, атмосферой! А вот любителям экшенов тут ловить нечего: слишком утилитарна боёвка, слишком побочна.

8 из 10