Фарго. Третий сезон

Фарго.

Третий сезон

04 июля в 12:00 Кирилл Волошин

Третий сезон «Фарго», как это всегда бывает с сиквелами и триквелами, породил множество споров о том, насколько он хуже первого или второго и насколько авторы исписались. Некоторые признаки вырождения при желании действительно можно заметить, но планку новый сезон не опустил — это по-прежнему один из лучших и самых ярких современных сериалов.

Ной Хоули и в «Фарго», и в «Легионе» говорит на своем киноязыке, который, понятно, вырос из коэновского, но давно уже вырвался за его пределы и теперь представляет собой самодостаточное явление.

Составляющие его известны: чередование разных стилей, приемов и жанров даже в рамках одной серии, сочетание чёрного юмора, иронии и криминальной драмы с кучей трупов, очевидные сравнения мира людей и зверей (все эти аллюзии — на волков), обязательное присутствие обаятельного софиста, способного даже в самый напряжённый момент, на краю гибели, рассказывать поучительные притчи.  Из этого вытекают пространные рассуждения, вырастающие до экзистенциальной философии про то, как человек ежедневно вынужден выживать в окружающей мёртвой трясине мещанского бытия.

Полицейские тут обязательно вынуждены действовать в одиночку, преодолевая сопротивление олухов-начальников. Да и злодеи одиноки — это странные, сильные, почти метафизические личности не от мира сего, на контрасте с которыми показывается вялая заснеженная жизнь максимально простых идиотов-мещан, которые в своём невинном желании просто жить счастливо (в рамках своей системы ценностей, конечно) тоже пытаются вырваться за пределы, подняться, вырасти в героя, но неизменно совершают какую-нибудь глупость.

Всё это есть и в третьем сезоне «Фарго», где история противостояния двух братьев, не поделивших редкую отцовскую марку (а на самом деле это противостояние двух судеб и даже жизненных философий) служит лишь поводом для очередного паноптикума ярких неординарных героев, идей, аллюзий, метафор, шуток и рассуждений.

Во многом третий сезон ближе к первому — злодей тут кажется таким же неуязвимым и инфернальным при всей своей тщедушности, и периодически сравнивается с волком, который без труда пожирает всех окружающих его ягнят и козлят. Но и со вторым сезоном связи очевидны — тут есть и свой молчаливый «индеец» (правда, он белый, глухонемой и не бьёт ножом в спину), и свои «летающие тарелки».

Мистики вообще много, причём именно с футуристическим акцентом: главная полицейская читает научно-фантастические книжки своего отчима и потом периодически сама сравнивается с героем одной из них, андроидом, на которого не реагируют фотоэлементы. Главный злодей по имени Варга практически ничего не ест — есть теория, что он участвовал в секретном проекте по продлению жизни и теперь лишён внутренних органов.

И в то же время через весь третий сезон проходит тема... еврейских погромов на Украине и в России, которые устраивали казаки. Главный бандит сидит в фургоне рядом с портретом Сталина, новые казаки сталкивают евреев-адвокатов с крыши, бегают в шапках из морды волка и рассуждают про то, что в Сибири так много белого снега, потому что он скрывает толщи крови — там, дескать, всегда убивали и при царе, и при коммунистах, а женщины во время войны варили и ели своих детей.

Всё это, конечно, периодически превращает новый сезон в цирк и балаган, когда не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Но в любом случае даже самый отчаянный бред в исполнении Ноа Хоули сотоварищи выглядит стильно, красиво, интересно и скорее напоминает некий высокохудожественный стёб и перформанс, чем серьёзное высказывание.

В нового сезоне, быть может, меньше динамики, чем в прошлых, а некоторые темы и типажи, безусловно, повторяются, но плюсов всё же больше. Один из главных — актёрская работа. Юэн Макрегор, сыгравший обоих братьев, кажется, превзошел сам себя, Мэри Элизабет Уинстэд превратила свою героиню, обаятельную преступницу Никки Сванго, фактически в положительного персонажа, а Дэвид Тьюлис создал настолько одновременно завораживающий, сильный и отталкивающий образ главного злодея, что одни воспоминания о нём заставляют содрогнуться.

Ну, и, конечно, авторы «Фарго», как обычно, радуют шикарным подбором музыки и неожиданными стилевыми решениями и сочетаниями — одна из серий тут целиком посвящена страданиям юного писателя-фантаста в 60-ые годы прошлого века и периодически сваливается вообще в мультик про андроида. А в другой все герои сравниваются с разными музыкальными инструментами и персонажами, разыгрывающими прокофьевскую симфоническую сказку «Петя и волк» — едва ли не самый гениальный ход в телесериалах, да и вообще в художественных фильмах этого года.

Поэтому третий сезон вопреки ожиданиям и предсказаниям некоторых пессимистов не должен стать последним — потенциал в сериале ещё не исчерпан. Хотя в гипотетическом четвёртом выпуске определённых самповторов и странных псевдоисторических изысканий лучше было бы избежать…

8.5/10