Человек-паук: Возвращение домой

Человек-паук: Возвращение домой

27 июля в 16:00 Павел Антонян

Человек-паук. Один из самых популярных, узнаваемых и коммерчески успешных супергероев в мире, наряду с Бэтменом и Суперменом. Этот персонаж прочно осел в массовой культуре и сейчас уже сложно поверить, что практически все были уверены в его провале. Редакторы и издатели комиксов пытались убедить Стэна Ли и Стива Дитко, что никто не любит пауков, а значит персонаж с повадками и способностями членистоногого будет вызывать у читателя отторжение. Но случилось ровно наоборот.

В эпоху 60-х, а первое появление Человека-паука состоялось в 1962 году в пятнадцатом номере комикса Amazing Fantasy, подросток всё ещё позиционировался исключительно как подручный супергероя. Появление персонажа, который, несмотря на возраст и личную трагедию, находит в себе силы бороться со злом и на собственной шкуре понимает, что «с великой силой приходит великая ответственность», вызвало небывалый читательский интерес. Юные читатели неизбежно ассоциировали себя с Питером Паркером, школьником, который в свободное от лазания по стенам время вынужден справляться с нерешительностью, комплексами, проблемами с противоположным полом и прочими неприятностями, характерными для переходного возраста. И, конечно, немаловажную роль здесь сыграл юмор. Шуточки, отпускаемые Паучком даже в самых критичных ситуациях, не только веселили, но и очень сильно располагали к персонажу.

Популярность Человека-паука неизбежно привела к тому, что персонажем стали интересоваться в сфере кино. Первый крупный фильм о Паучке вышел спустя сорок лет после его дебюта в комиксах. «Человек Паук» 2002 года, а также его сиквел, до сих пор вспоминается фанатами с теплотой и любовью, а Тоби Магуайера многие считают единственным каноничным Человеком-пауком. Трилогия Сэма Рэйми хоть и имела ряд недостатков, присущих практически всем супергеройским блокбастерам начала нулевых, но тем не менее дала зрителям хорошую историю, интересных персонажей и запоминающийся ориджин главного героя.

Шли годы, уже был запущен огромный конвейер под названием «Кинематографическая вселенная Marvel», интерес к супергероике возрос, и студийные боссы решили, что Паучку необходим перезапуск на большом экране. Так сказать, чтобы быть в тренде и не отставать от конкурентов. «Новый», во всех смыслах, «Человек-паук» вышел на экраны в 2012 году. Питер Паркер в исполнении Эндрю Гарфилда получил новый костюм, паутиномёты, а также скейтборд и повадки среднестатистического хипстера. «Нового человека-паука», по крайней мере первый фильм, нельзя однозначно назвать провалом. Всё-таки у картины был неплохой кастинг, спецэффекты и юмор, да и актёрская игра и драматургия были местами очень даже на уровне. Но чего-то новым фильмам всё же нахватало. Наверное, души или какой-то изюминки, которая располагала бы зрителя к себе. Как бы то ни было, после неудачного сиквела Гарфилду пришлось повесить красно-синий костюм на крючок и отойти от дел, а будущее Человека-паука на большом экране осталось под вопросом.

Но тут всемогущие люди из Marvel подсуетились и таки смогли вернуть себе права на адаптацию персонажа на большом экране. Для фанатов это значило только одно — Человек-паук наконец-то появится в популярной киновселенной.

Сыграть Питера Паркера предстояло не слишком известному на тот момент молодому актёру Тому Холланду, а сам персонаж, что называется, должен был вернуться к истокам и стать подростком. Мы уже отмечали более чем удачное появление персонажа в картине «Первый Мститель: Противостояние». Уже тогда было понятно, что Холланд — это то, что нужно. Но одно дело эпизодическое камео минут на десять общего хронометража, а совсем другое — полнометражный сольный фильм.

События «Возвращения домой» происходят спустя несколько месяцев после «Противостояния». Питер Паркер под присмотром Тони Старка продолжает борьбу со злом, но в гораздо меньших масштабах. То покажет дорогу пожилой доминиканке, то шуганёт мелких хулиганов. Естественно, такая жизнь вовсе не по душе молодому супергерою, который ещё совсем недавно сражался против Капитана Америка. Питеру хочется большего, хочется проявить себя и доказать всем, что он чего-то стоит. И тут как раз вовремя на горизонте появляется злодей по прозвищу Стервятник, который торгует инопланетным оружием и творит прочие нехорошие вещи.

Проводить какой-то комплексный анализ фильма «Человек-паук: Возвращение домой» не так просто, как кажется. С одной стороны — это перезапуск франшизы о популярном супергерое и сценаристам необходимо было заново раскрыть персонажа. С другой — данная картина является уже шестнадцатой по счёту в киновселенной Marvel и необходимо было грамотно включить в имеющийся сюжет уже устоявшуюся канву киносериала. Сценаристы, надо отдать им должное, с поставленной задачей справились. Более того, для главного героя было прописано несколько крепких конфликтов. Тут и проблемы в школе, и дела сердечные, и поиски своего места в большой плеяде супергероев, и желание доказать всему миру, что Человек-паук способен на большее. Все заявленные сюжетные линии довольно органично переплетены между собой и каждые пять-десять минут нам преподносят что-то новое в плане сюжетных перипетий.

Несмотря на то, что «Возвращение домой» по сути — уже третий ориджин Человека-паука на большом экране, создатели не стали снова городить уже знакомый фанатам огород со смертью дяди Бэна. Персонаж предстаёт перед зрителем отчасти сформированным, с уже обретёнными суперспособностями, но ещё не нашедший себя и не прошедший полного становления.

Смена специфики самого персонажа так же пошла картине на пользу. Том Холланд отлично справился с ролью Питера Паркера. И хоть он и не выглядит на заявленные 15 лет, но в своём образе смотрится очень органично. Тот факт, что Человек-паук снова вернулся в школу, придаёт картине какого-то мальчишеского, даже хулиганского задора, из-за чего у «Возвращения домой» есть прекрасный дух приключения.

Но не стоит думать, что новый «Человек-паук» получился безупречным фильмом. Режиссёр Джон Уоттс хоть и относительно успешно дебютировал в супергеройском кино, но всё же не сумел избежать ряда ошибок.

Первый и самый очевидный недостаток ленты — юмор. Дело здесь не в его качестве, а в количестве. Фильм буквально перенасыщен юмором, что для кого-то безусловно станет плюсом, ведь какой Человек-паук без фирменных шуточек и острот. Однако мы пришли смотреть не комедию, а супергеройский экшен. Не хватает тут некоторой сбалансированности. Любовная линия тоже получилась скомканной и слишком прямолинейной, что в общем-то и неудивительно, ведь главная её функция — дополнительная мотивация главного героя.

Но вот с чем у фильма действительно серьёзные проблемы, так это с главным злодеем. Майкл Китон безусловно прекрасный актёр и отыгрывает на уровне, но даже он не может вытянуть шаблонного персонажа с какой-то даже нелепой и слишком топорно прописанной мотивацией. Это, кстати, характерная черта всех фильмов киновселенной Marvel — злодеи у них получаются до ужаса невыразительными, хоть и играют их уважаемые актёры.

В общем и целом, «Человек-паук: Возвращение домой» получился крепким экшеном с красивой картинкой, приключениями, неплохим юмором и отличным исполнителем главной роли. Этот фильм не хватает звёзд с неба и не стремится поразить ваше воображение. Он даёт ровно столько, сколько от него ждёшь плюс ещё немного. Получилось лучше, чем могло бы быть, и для старта новой франшизы это в принципе неплохо. Фильмы Marvel давно уже делаются по строго определённому шаблону с поправкой на специфику и персонажа и не опускаются ниже определённой планки. Тем не менее, «Человек-паук: Возвращение домой» определенно стоит того, чтобы его увидеть. И мы надеемся, что у дружелюбного соседа в исполнении Тома Холланда будет большое будущее на киноэкране.

7/10