«Астерикс и тайное зелье». Обзор

«Астерикс и тайное зелье».

Обзор

12 января в 10:00 Павел Сергазиев

Французские мультфильмы серии “Астерикс и Обеликс” менее известны широкой публике, нежели игровые фильмы, хотя выходят ещё с конца 60-х годов. С некоторым запозданием — что вполне понятно, это всё-таки не Голливуд, — “галльская” анимация перебралась на рельсы компьютерной графики, результатом чего стала вышедшая в 2014-м году лента “Астерикс: Земля богов”. Теперь, спустя четыре года, на экранах появляется новая часть, “Астерикс и Тайное зелье”. От того же дуэта режиссёров, что снимали предыдущий мульт. И, с одной стороны, они мастера своего дела, Луи Клиши создавал анимацию для пиксаровских “Вверх” и “Валл-и”, а Александру Астье продюсеры не просто так доверили написать собственный оригинальный сценарий к новой части саги о рисованных национальных маскотах. С другой стороны, теперь это не адаптация комикса Рене Госиньи, а отдельная совершенно самостоятельная работа. Такое не может не повлиять на итоговый результат. Давайте разбираться, какой он. Хотя сразу скажем, что на родине, во Франции, фильм вышел ещё в начале декабря и в первый же день собрал в родном прокате 2 миллиона долларов, что очень неплохо.

 

Зачемоникс

Седобородый Панорамикс внезапно получил довольно неприятное напоминание о том, что он не вечен и не бессмертен. А секретный рецепт волшебного напитка, по сути, единственной вещи, стоящей между его деревней и полной капитуляцией перед мощью Рима, одному лишь стареющему друиду и известен. Но абы кому такую важную тайну тоже не передашь, и начинается долгий и утомительный поиск преемника. Конечно, об этом самом поиске тут же узнают все, в том числе и те, в чьих руках заветный рецепт ничего хорошего миру не принесёт.

Сюжет развивается довольно неспешно, но таки таит несколько интересных поворотов и сам по себе довольно занимателен. Ряд колоритных персонажей разной степени комичности — по традиции, с забавными говорящими именами, — неожиданные ситуации и знакомые вещи, поданные под непривычным углом, всё это не даёт заскучать ни на секунду. И юмор, юмор, юмор, каждые несколько минут кинозал взрывается хохотом. Здесь конечно не обошлось без отсылок к разным явлениям поп-культуры, имеются забавные подтрунивания над друидами и их многочисленными запретами, но больше всего простеньких гэгов уровня поскальзывания на банановой кожуре и торта, летящего в лицо. Ну, учитывая специфику, здесь в лицо чаще всё-таки летит чей-то кулак, но результат всё равно оказывается неизменно уморительным.

Сагус Друидикус

Имейте в виду, что мульт немного “для своих”. Если вы никогда и слыхом не слыхивали про храбрых галлов, откровенно издевающихся над Цезарем и его бесплодными попытками их завоевать, но просто увидели красивый постер и, заинтригованные этими странными именами на плакате, решили таки сходить посмотреть новинку, вы добрую треть фильма не будете понимать, из-за чего, собственно, весь сыр-бор, что за друиды такие и что это за напиток, рецепт которого всем так нужен. Неоднозначное решение. Вот нового злодея в картине представляют красочным рисованным роликом довольно значительной длины, можно было бы сделать такой же для брифинга новых зрителей, да и заняло бы это от силы минуты полторы-две. Но авторы захотели сделать иначе.

Злодей, кстати, получился просто отличный, и вовсе не тупой, как часто бывает в мультиках. Подробный, явно с любовью выписанный персонаж, и это не классический мультяшный антагонист, которому лишь бы каких-нибудь миленьких заек поживодёрить, да мир уничтожить. Просто человек где-то ошибся, где-то не успел поймать момент, и теперь прозябает в безвестности и мечтает закопать своего основного конкурента, которому по жизни повезло больше. Конечно, образ гротескный, гиперболизированный, как и все остальные в “Астериксе и Обеликсе”, так что ради достижения своих целей он готов практически на всё, но иначе какой бы это был злодей? По признанию Александра Астье, ему всегда, ещё с детства, больше нравились отрицательные персонажи, и как он считает, в подобных произведениях если злодей удался, то и само произведение удалось. А тут злодей действительно отменный.

 

Красивикс

Конечно, не нужно ждать от французского CG-мультфильма шикарного графония уровня Pixar. Анимационные титаны Disney чуть ли не в каждой работе применяют какие-то всё новые графические штучки, то обработку освещения новую придумают, то ещё какую инновацию применят, однако легко быть пионером высоких технологий, когда бюджет очередной ленты доходит до двухсот миллионов долларов. Здесь о подобных суммах явно речи не идёт, но всё равно 3Д-художники и аниматоры создали на самом деле безупречный визуальный ряд. Картинка получилась довольно сдержанная, зато всё выполнено стильно, в приятной цветовой гамме и со своими целями справляется на все сто.

Дизайн персонажей заслуживает отдельной похвалы. Авторы смогли и оригинальный дух комиксов передать и подать героев в более современном и чуть своём ключе. Новые герои из общего ростера не выбиваются, а всякие комичные свинки и птички вызывают улыбку каждый раз, когда появляются на экране.

Итогогус

Если вы смотрели все фильмы про Астерикса, а, может, даже и “Землю богов” (а может, и комиксы оригинальные читали), вы наверняка обратили внимание, что мы не упомянули привязки мультфильма к современным важным политическим и культурным событиям и разным общественным тенденциям. Так вот это потому, что их тут особо-то и не видно. В “Астериксе и Обеликсе” всегда под толстым слоем примитивной клоунады скрывались острая и местами довольно злободневная социальная сатира, высмеивание стереотипов и много другого гораздо более сложносочинённого актуального контента, рассчитанного исключительно на родителей, а не на их детей. В “Тайном зелье” же дальше шуточек с цитатами из пары относительно свежих мемасиков не идут. Фирменный стиль шуток сохранён, но теперь какого-то глубинного смысла за ними не наблюдается.

Зато получился отличный детский продукт, и вот здесь со смыслом всё с точностью до наоборот. Тех, кто привык к полнометражным мультикам из Голливуда и вечной жвачке про детей, родителей и семейные ценности, здесь ждут необычные темы, более интересные поступки с глубокой мотивацией, ну и конечно целый калейдоскоп ярких незабываемых образов. Задаться разными вопросами лента таки заставляет, просто это вопросы не уровня “Что происходит с современной цивилизацией и что с этим делать”, а что-то слегка попроще, в духе “Действительно, а почему бы не раздать волшебное зелье всем галлам и не покончить наконец с римским игом”. Что тоже интересно и не особо характерно для мультфильмов, отвечать на возникающие вопросы Астерикс предлагает уже зрителю. Мол, думайте сами, решайте сами.

Как к детскому мультику к “Тайному зелью” претензий нет. Красивый, оригинальный, добрый, смешной, восемь баллов. Пойдёте в кино — животики не надорвите.

8/10